Какая вязкость автомобильной краски. Что такое условная вязкость краски и как ее определить? Атрибуты для приготовления эмалей и лаков
ВЗ-4, DIN4, сек | FORD4, сек | Физическая вязкость, сантипауза |
---|---|---|
11 | 10 | 20 |
12 | 12 | 25 |
14 | 14 | 30 |
16 | 18 | 40 |
20 | 22 | 50 |
23 | 25 | 60 |
26 | 30 | 80 |
30 | 35 | 100 |
34 | 40 | 120 |
38 | 44 | 140 |
42 | 50 | 160 |
45 | 54 | 180 |
49 | 58 | 200 |
52 | 62 | 220 |
Какие есть стандарты чашек для измерения вязкости?
Для чашек существует несколько стандартов: воронки ВЗ-246 (по российскому ГОСТ 9070-75), европейский аналог DIN (DIN 53211-87), а также воронки FORD (ASTM D 120087) для американских продуктов. Это чашки в виде усечённого конуса с широким горлышком и узким отверстием определённого диаметра, расположенным снизу.
В соответствии с европейским стандартом существует пять чашек одинаковой формы вместимостью 100 мл, но с разным диаметром нижнего отверстия - 2, 3, 4, 6 и 8 мм. Чашки FORD имеют отличающиеся от этого ряда отверстия.
![]() |
---|
Рис. 1. |
![]() |
---|
Рис. 2. |
Как определить вязкость лакокрасочного материала с использованием воронки ВЗ-246, DIN4
Для определения вязкости лакокрасочный материал наливают в чашку до краёв при зажатом нижнем отверстии. Затем отверстие открывают, и жидкость начинает вытекать.
Чем больше диаметр отверстия, тем больше физическая вязкость испытуемого продукта при одном и том же времени вытекания.
Время, требуемое для измерения вязкости с помощью воронки, минимально (2-3 минуты), но данный тест позволяет достаточно точно определить один из основных параметров материала.
Смотрите видео определения вязкости с помощью вискозиметра ВЗ-246
Динамическая вязкость по Брукфильду
Вязкость ЛКМ с выраженной псевдопластичностью определяется на аппаратуре, позволяющей фиксировать скорость течения (например, по методу Брукфильда ).
Для определения динамической вязкости используют вискозиметры Брукфильда. Принцип работы вискозиметра Брукфильда ротационный. Измерение вязкости осуществляется посредством пересчета крутящего момента, необходимого для вращения шпинделя прибора с постоянной скоростью при погружении его в исследуемую среду.
Это минимум, что Вам надо знать по этому способу определения вязкости, потому что маловероятно, что Вы будете его использовать.
Все производители лакокрасочных материалов обязаны указывать поставочную вязкость своих продуктов на упаковке
С помощью вышеописанного теста легко проверить, не подвергался ли материал каким-либо изменениям во время поставки, которая часто осуществляется через посредников.
После добавления в лакокрасочный материал разбавителя его вязкость значительно снижается. Кроме снижения вязкости материала это также приводит к сокращению его сухого остатка и, следовательно, толщины лакокрасочной плёнки.
Однако, сухой остаток довольно сложно проверить без специальных лабораторных условий, но можно проконтролировать вязкость ЛКМ и сопоставить её с данными на оригинальный продукт из технической спецификации.
Изготовители указывают количество добавляемого разбавителя (по весу или по объёму), необходимого для придания лакокрасочному материалу рабочей вязкости для нанесения оборудованием определённого типа.
Это количество устанавливается производителем ЛКМ и является действительным при стандартных условиях, которые включают в себя температуру окружающей среды и лакокрасочного материала 20 С и влажность воздуха 50%. На практике данные условия выполняются очень редко.
Если температура лакокрасочного материала ниже, его вязкость увеличивается, и, следовательно, требуется большее количество разбавителя для придания продукту необходимой технологичности.
На что при покраске влияет густота лакокрасочного материала? Как определить вязкость краски для краскопульта? Каковы ее оптимальные значения? Каким должен быть краскопульт для вязких жидкостей? Давайте постараемся ответить на эти вопросы. Вязкость краски в большой степени определяет качество покрытия. НА ЧТО ВЛИЯЕТ ВЯЗКОСТЬ Само понятие, думается, разъяснений не требует. А вот на что оно влияет — вероятно, лучше разъяснить.
Кроме того: густая краска не заполнит мелкие неровности основания. Тем самым существенно ухудшится ее сцепление с поверхностью.
Если перепада будет недостаточно для продавливания краски через сифон и сопло — результат немного предсказуем: краскопульт придется полностью разбирать и промывать растворителем; о покраске речь, понятное дело, идти не будет. Слишком сильно , впрочем, при нанесении тонким слоем не приведет в негодность ни инструмент, ни окрашиваемую поверхность. Однако общее число слоев для получения покрытия без непрокрашенных участков вырастет, что с учетом времени сушки приведет к неоправданно большим затратам времени. Типичная причина появления потеков — слишком густая краска. ИЗМЕРЕНИЕ ВЯЗКОСТИ ЕДИНИЦЫ Отечественные производители указывают вязкость красителя в секундах; для импортных материалов характерна другая единица измерения — DIN. Что означают эти единицы измерения? Всего лишь время (да-да, именно в секундах), за которое фиксированный объем красителя или лака протечет через отверстие известного диаметра. Понятно, что более жидкая краска покинет емкость быстрее, более густая — медленнее. МЕТОДИКА И ИНСТРУМЕНТ Для замера вязкости служит специальный инструмент — вискозиметр. Под пугающим названием скрывается небольшая воронка емкостью строго 100 миллилитров с 4-миллиметровым отверстием. Цена прибора, точность которого достаточна для бытовых целей, составляет 200-500 рублей. Простейший капиллярный вискозиметр. Нюанс: лабораторные ротационные и вибрационные вискозиметры обходятся гораздо дороже. Стоимость этих приборов порой измеряется сотнями тысяч. Как своими руками измерить вязкость краски с помощью капиллярного вискозиметра? Инструкция проста до смешного:
Исключительно важный момент: измерения проводятся при температуре краски и окружающего воздуха 18-22 градуса. При понижении температуры любые лакокрасочные материалы загустевают; при повышении — их вязкость уменьшается, что сводит ценность эксперимента к нулю. ОПТИМАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ Оптимальная вязкость красителя, грунта или лака обычно указывается производителем на упаковке. В крайнем случае, информацию можно найти на его сайте.
Даже если текстурная краска нанесена распылением, структура покрытия формируется вручную.
В отсутствие вискозиметра полезно запомнить простое правило: большая часть бытовых красок, если производителем не оговорено иное, перед покраской краскопультом разводятся до консистенции жирного молока. Тип разбавителя должен соответствовать указанному на упаковке: очевидно, что разводить нитроэмаль водой не стоит. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ Особняком стоят двухкомпонентные красители — акриловые на органических растворителях, эпоксидные, полиуретановые и некоторые другие. Как разводить до рабочей вязкости эти материалы?
Как отмерить необходимое количество основы и отвердителя?
Не забудьте: этот способ даст точный результат только в цилиндрической таре. Обычное ведро имеет форму усеченного конуса, что исказит пропорции. Двухкомпонентные красители разбавляются после добавки отвердителя. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЯЗКИХ МАТЕРИАЛОВ Как устроен краскопульт для вязких красок? Каким образом отличить его по внешнему виду?
На фото — краскопульт для безвоздушного распыления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Надеемся, что предложенная информация поможет читателю при малярных работах во время ближайшего ремонта. В видео в этой статье можно, как всегда, найти дополнительные тематические материалы. Успехов! Лаки и краски для бытового пневмо- краскопульта Согласно заводской инструкции предлагаемого в прокат краскопульта Sturm SG9660: "- макс. вязкость краски 50 DIN Диаметр сопла 2,6 мм... Лакокрасочные материалы, пригодные для использования: краски водорастворимые и на основе других растворителей, лаки, грунтовки, двухкомпонентые краски, очистители, автомобильные очистители, герметики, герметики-консерванты, морилки. Лакокрасочные материалы, которые нельзя использовать: настенные краски (эмульсионные) и т.п., щелочные и кислотные краски. Материалы с температурой воспламенеия ниже 21 °." Фактически заводская инструкция в одном абзаце разрешает использованые любых ЛКМ «водорастворимых и на основе других растворителей», а в следующем запрещает любые краски «настенные (…) и тому подобные». Можно предположить такое противоречие тонкостями работы китайских переводчиков с английского (немецкого) на русский. Изучение инструкций аналогичных моделей краскопультов и опыта их применения даёт следующие рекомендации: - можно использовать с краскопультом эмалевые и лессирующие (полупрозрачные глазури) краски, грунтовки, масла, пропитки, лаки на водной основе, вододисперсионные, водоэмульсионные и на растворителях (уайт-спирит, 646, 647, 450...) с вязкостью до 50 DIN, включая: алкидные, акриловые (синтет.латекс), двухкомпонентные, антисептики, морилки; - нельзя распылять жидкости агрессивные к пластику и с абразивными составляющими, изнашивающие и забивающие каналы распылителя: бензин, аммиак, краски с кислотными и щелочными разбавителями, полиуретановые, содержащие свинец. - не пригодны для краскопульта краски с затрудненным распылением и каплеобразованием с вязкостью более 50 DIN, труднорастворимые, разработанные для нанесения кистью, шпателем: густые эмульсии, густые латексные (бутадиен-стирольные), густые дисперсионные (клеевые, на ПВА), текстурные, силикатные или жидкое стекло, молотковую краску, эмали по металлу, по ржавчине, масла для древесины. Покраска Успешное использование пневматического краскопульта требует некоторого навыка, тренировки и настройки, подготовки на конкретную краску. Для чего позаботьтесь о запасе краски и растворителя для пробной покраски и отмывки краскопульта. Следуйте указаниям на упаковке ЛКМ и таблицам в заводской инструкции краскопульта по разведению ЛКМ до требуемой вязкости с помощью вискозиметра из комплекта краскопульта и пробуйте красить, оценивайте результат и корректируйте вязкость, снова пробуйте. Некоторым ЛКМ для равномерного распыления дополнительное разведение противопоказано или излишне, другие, как некоторые эмали, двухкомпонентные краски, нуждаются в дополнительной фильтрации от крупных включений и нерастворённых сгустков. Причём фильтрация ЛКМ может требоваться при подготовке к покраске и после загустения некоторое время спустя. Необходимость фильтрации оценивайте по качеству поверхности пробной покраски. Учитывайте, что разбавление краски уменьшает её укрывистость и может потребоваться нанесение допонительного слоя, желательно оценить на пробном образце. При работе с эмалями и глянцевыми ЛКМ частой ошибкой является пренебрежение фильтрацией воздуха на входе в компрессор и поддержанием в чистоте каналов пистолета-распылителя, шланга подачи воздуха от компрессора в пистолет. Регулярная очистка фильтра на входе компрессора избавит от частичек пыли на глянцевом слое. Отмывку краскопульта лучше не откладывать на час-другой, иначе краски сохнут в каналах и корпусе краскопульта и растворить, смыть их даже сильным растворителем весьма долго и трудно. Отдельные синтетические и органические ЛКМ полимеризуются необратимо или химически агрессивны, въедаются в пластик и уже не поддаются растворителям, такие ЛКМ предпочтительно наносить кистью, валиком или металлическим краскопультом. Краски воднодисперсионные или водоэмульсионные Как правильно, краски воднодисперсионные или водоэмульсионные? Какова разница между краской и эмалью? Дисперсия – это образование из двух или более элементов, которые практически не смешиваются друг с другом и не реагируют друг с другом химически. При этом первое вещество (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионной среде). Эмульсия – это дисперсионная система, состоящая из микроскопических капель жидкости (дисперсионной фазы), распределенных в другой жидкости (дисперсионной среде). Таким образом, эмульсия - это одна из разновидностей грубодисперсной системы (в данном случае жидкой). К натуральной эмульсии относятся например молоко, состоящее из масла, казеина и воды. И дисперсия, и эмульсия - это смесь одного небольшого количества вещества с другим. Именно смесь, а не раствор, поскольку переход молекул из одной фазы в другую не происходит. В случае с краской на водной основе, первое вещество (синтетические полимеры) распределены во втором веществе (в водной среде). Частицы краски находятся в воде во взвешенном состоянии и равноудалены друг от друга. При высыхании краски вода испаряется, а частицы сближаясь, образуют плотную пленку на поверхности. Таким образом, словосочетание «водоэмульсионная краска» не совсем корректно, так как эмульсия означает смесь именно жидких элементов с жидкой средой. Но на эти нюансы никто уже не обращает внимания. Так же как и на то, что например раствор цемента с водой и песком, не может быть с химической точки зрения раствором, а является суспензией. Суспензия (лат. suspensio, буквально - подвешивание, от лат. suspendo - подвешиваю) - смесь веществ, где твёрдое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе во взвешенном (неосевшем) состоянии. Можно также обратиться к ГОСТУ 28196-89, который распространяется на воднодисперсионные краски, представляющие собой суспензии пигментов и наполнителей в водных дисперсиях синтетических полимеров с добавлением различных вспомогательных веществ (эмульгатора, стабилизатора и др.). Однако ГОСТ 28246-2006 указывает, что водно-дисперсионная краска это «жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде дисперсии органического пленкообразующего вещества в воде и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие». Классификация воднодисперсионных красок В воднодисперсионных красках помимо пигментов и наполнителей содержится целый ряд различных вспомогательных добавок, но нас больше интересует тип или вещества (пленкообразователя), по которому и классифицируются все ЛКМ. Популярны следующие виды воднодисперсионных красок, по характеру связующего: Акриловые; Силиконовые; Стиролакриловые; Акрилосиликоновые; Винилакриловые; Бутадиен-стирольные; Поливинилацетатные (ПВА), Полиуретановые (на воде довольно редки и дороги, но наиболее прочные, износостойкие). Акриловые краски Связующее вещество (основа) - полиакриловые (акриловые) латексы (полимеры). Достоинства: благодаря своим характеристикам – прочности, эластичности и долговечности наиболее дорогие из красок на водной основе. Акриловые краски практически не боятся солнца, воды, температурных колебаний. Подобно другим воднодисперсионным краскам могут разбавляться водой, после высыхания становятся устойчивы к воде. Применяются как для внутренней, так и для внешней отделки помещений. Благодаря низкой газопроницаемости защищают от коррозии армированный бетон. С течением времени акриловая краска окупается благодаря своей стойкости и длительному сроку службы. Могут применяться для наружных работ. Чем отличаются акриловые краски от акрилатных? По сути дела это одно и тоже. Акрилат полимеризуется в акрил. Мы приобретаем акрилатную краску, и нанеся её на поверхность получаем покрытие в виде акриловой пленки. Таким образом, говоря об акриловой краске подразумевается акрилатное связующее. Чем отличаются акриловые краски от латексных? С развитием лакокрасочной продукции маркетологам приходится придумывать и привносить в описание продукции всё новые и новые выражения, подчеркивающие превосходство товара над конкурирующими аналогами. Производители часто называют воднодисперсионные краски на полимерной основе латексными. Если натуральный латекс представляет собой сок каучуконосных растений, то синтетический латекс используемый в красках, представляет собой дисперсию полимеров, составляющих основу краски. Следовательно, использование термина «латекс» в названиях и характеристиках красок, всего лишь хитрый маркетинговый ход производителей для придания своей продукции дополнительных преимуществ. Ни кто естественно не добавлял никакого латекса, словосочетание «акриловая латексная краска» это всё равно что «молочно-сливочное масло» (хоть пример не очень удачен). Так производитель может выпустить на рынок 5 видов одной и той же воднодисперсионной краски, назвав товары например латексной, акриловой, акрилово-латексной, акрилатной, водоэмульсионной красками (можно и больше названий придумать, главное занять полки в магазинах). И всё будет успешно продаваться. А покупатель страдать проблемой выбора. Как правило известные бренды на такой шаг не пойдут, так как дорожат своей репутацией. Лессирующие краски и пропитки – полупрозрачные составы на органических растворителях или на воде, интересны для защиты и придания цвета деревянным поверхностям стен, пола, лестниц, мебели. Могут применяться в качестве единственного покрытия или с дополнительной защитой лаком. В состав лессирующих красок входит поликрилатная дисперсия, вода, а также различные химические добавки, натуральные масла. Расход составляет около 100 грамм на 1 квадратный метр. Пропитки продают готовые цветные или прозрачные, которые можно колеровать практически в любые цвета по таблицам колеровки производителя или применяя отдельно приобретенные красители на той же основе (водной или органический растворитель). Колеровать можно как вручную самостоятельно, так и машинным способом в точках продажи. В процентном соотношении количество колоранта не должно превышать 100 % от общего объема материала, а фактически достаточно 3-10 % для широкого спектра оттенков цвета. Цвета по заводским таблицам колеровки получаются смешением нескольких колорантов, а при самостоятельном подборе новичку достаточно использовать колорант одного или двух цветов, к примеру, добавлением белого осветляя второй колорант. Таблицы колеровки для самостоятельного смешивания двух и более цветов найдутся в интернете. Время полного высыхания во многом зависит от температурного режима и показателей влажности. Так при высокой температуре (выше +20 градусов Цельсия) и низкой влажности схватывание материала может произойти всего за час. При работе и сушке в закрытом помещении с составами на органических растворителях важно создать хорошую вентиляцию. Степень блеска Степень блеска измеряется как количество (в %) зеркально отражённого от поверхности света в общем отражённом световом потоке. Выделяют шесть степеней блеска лакокрасочных материалов: Для подбора и оценки блеска можно сделать пробный выкрас на образце. Для дерева учитывайте что глянцевые лаки меньше впитываются и создают более толстую плёнку, выравнивая шероховатости и скрывая текстуру. Глянцевые поверхности более скользкие, лучше моются, подчеркивают дефекты плоскости или напротив степень ровности. Чем отличаются эмали от красок Отличие эмали от красок и что означает «эмалевая краска»? Изначально под термином «эмаль» подразумевалось тонкое стекловидное покрытие, получаемое при высокотемпературной обработке оксидов на поверхности металлов. Так скорее всего и появился в описаниях для составов образующих на поверхности прочную гладкую пленку термин - «эмалевая краска». Более того, ГОСТ 28246-2006 уже прямо указывает, что под термином «эмаль» понимается «Жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий лакокрасочную среду в виде раствора пленкообразующего вещества в органических растворителях и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие». В предыдущем ГОСТ 28246-89 термины «краска» и «эмаль» означали одно и тоже. Таким образом эмаль подразумевает раствор пленкообразующего вещества, в отличие от обычной акварельной водной или масляной краски которые не имеют таких свойств и остаются просто «красками». Очевидно различие эмалевой краски и эмали, покрывающей металлическую посуду например - это совершенно разные технологии. Наш кузов. Осталось залить краску в бачок краскопульта и можно приступать к покраске. Но перед этим ее обязательно нужно правильно разбавитьи довести до необходимой рабочей вязкости. Сегодня вы узнаете:
Давайте на примере грунта-наполнителя разберемся, почему так важно доводить лакокрасочные материалы до нужной вязкости. Итак, поверхность, которую мы собираемся покрывать наполнителем, имеет различного рода микронеровности, оставшиеся после подготовки (шлифовальные риски, поры и т.д.). Так вот, если мы нанесем слишком жидкий наполнитель , его тонкая пленка будет не в состоянии с запасом на шлифовку перекрыть эти микроуглубления (по аналогии: если положить на дно банки камушки и налить воды, не покрывая камни «с головой»). В результате поверхность останется неровной, а материал, по большому счету, потрачен зря. Приходится делать лишнюю работу - повторно наносить наполнитель. А это лишние расходы времени, материалов и бесценных нервов подготовщика/маляра. Возьмем обратную ситуацию с нанесением слишком густого наполнителя . Казалось бы, здесь проблем уж точно не должно быть. Как бы не так. Слишком густой и нетекучий наполнитель, опять-таки, не сможет толком заполнить все микронеровности - его проникающая способность слишком низкая и он попросту не способен затечь в эти углубления (как футбольный мяч не может упасть в лунку для гольфа). Покрытие получается неплотное, наполнитель плохо сцепляется с поверхностью и в дальнейшем начинает отслаиваться. Не слишком радужная перспектива, однако и на этом неприятности не заканчиваются. Очень густой наполнитель не сможет растечься по поверхности гладким слоем, в результате чего образуется повышенная шагрень, что приводит к мучениям и перерасходу шлифовальных материалов при шлифовке. И это только грунт-наполнитель! Что уж говорить за краски и лаки. Глянец, оттенок, адгезия опять же… Все это напрямую зависит от вязкости. Вы можете спросить: «А что, если развести пожиже, чтобы везде затекло, хорошо сцепилось и растеклось гладко, а нанести потолще, чтобы был запас для выравнивания шлифовкой?» Не советую. Толстый слой жидкого материала содержит большое количество растворителя - покрытие будет очень долго отвердевать (до полного высыхания не часы и не дни - месяцы), а нанесенная поверх не высохшего грунта эмаль может сморщиваться и отслаиваться. Кроме того, повышается вероятность возникновения такого распространенного дефекта, как «кипение» и множества других дефектов. Итак, зачем нужно контролировать вязкость мы разобрались - для того, чтобы пленка лакокрасочного покрытия была красивой и надежной. Как же ее измерить-то, эту вязкость? Как измерить вязкость? Методы определения вязкостиДля измерения вязкости лакокрасочных материалов существует специальный прибор - вискозиметр . Обязательно купите его, стоит он копейки, а сэкономить на материалах в последствии может не одну тысячу. Ну и конечно же, куда без дедовского способа измерения вязкости «на глаз». Теперь обо всем по порядку. Определение вязкости вискозиметромОбычно вязкость лакокрасочных материалов измеряется вискозиметром типа «чашка Форда». Он представляет собой цилиндрическую мерную емкость объемом 100 см³ с конической нижней частью и отверстием в ней. Диаметр отверстия может быть разным - 2, 4, 6, 8 мм. Время (в секундах), через которое лакокрасочный материал вытечет через это отверстие - и есть его вязкость. Чем больше время - тем вязкость выше. Для измерения вязкости эмалей, лаков и грунтов чаще всего используется вискозиметр с диаметром отверстия 4 мм (№4 стандарта DIN (DIN4 ), или ВЗ-4 в нашем стандарте). Измерения проводятся при температуре 20 °C. Отклонения от этой температуры чреваты неточными измерениями, ведь при повышении температуры вязкость понижается, а при понижении, наоборот, повышается. Итак, наполняем вискозиметр краской (лаком, грунтом) до краев, включаем секундомер и одновременно открываем отверстие вискозиметра. Когда жидкость перестанет течь непрерывной струей (капли не в счет), выключаем секундомер. Секунды, зафиксированные на секундомере - и есть вязкость измеряемой жидкости в так называемых «DIN-секундах». К примеру, вязкость воды при 20 °С по DIN4 - 13 секунд. Средняя рабочая вязкость при 20 ºC по DIN4 составляет:
Точная рекомендуемая рабочая вязкость обязательно указывается в технической документации к продукту. Допустим, указанная вязкость - 22 секунды. Если краска вытекала дольше, значит ее вязкость выше рекомендуемой и ее необходимо еще разбавлять. Если вискозиметра под рукой не имеется или производитель не указал вязкость ни на банке, ни в «техничке» (или указал, скажем, в единицах Ford при температуре в фаренгейтах), тогда приходиться определять ее опытным путем. Кроме того, определять вязкость с помощью вискозиметра бывает не всегда удобно (когда приходится работать с небольшими объемами краски, меньше объема воронки). «Народный метод» измерения вязкости («на глаз»)Берем чистую деревянную палочку, а лучше металлическую пластинку длиной 15-20 см (или специальную линейку) и окунаем ее в смесь продукта с отвердителем (если добавляется) и разбавителем (если добавляется). Хорошенько перемешав смесь до однородной консистенции, поднимаем палочку и смотрим, как стекает краска. Если она слишком вязкая - добавляем понемногу разбавителя, если слишком жидкая - добавляем основной продукт и отвердитель. Грубо говоря - нравится как стекает краска - хорошо, идем красить, не нравится - делаем жиже или гуще. Если вы заказывали краску «на подборе» в лаборатории, корректировать ее вязкость, как правило, не приходится. Вам выдадут три емкости - с краской, отвердителем (если материал двухкомпонентный) и разбавителем. Смешав эти компоненты вы получите материал нужной рабочей вязкости «под распылитель». Атрибуты для приготовления эмалей и лаковДля соблюдения пропорций при смешивании удобно пользоваться специальными мерными емкостями или линейками. Мерная линейка представляет собой алюминиевую пластину, на которую нанесены деления для точного смешивания компонентов в определенной пропорции. Для разных пропорций - разные линейки (2:1, 3:1, 4:1, 5:1 и т.д). Линейка для замера и перемешивания лакокрасочного материала в пропорции 2:1 Это прозрачная пластиковая банка с разметкой пропорций. Пользоваться такими емкостями очень удобно. Если у вас нету такой банки, можно изготовить ее подобие из прозрачной пластиковой бутылки из-под растворителя или пластикового стакана. Если берете стакан, протестируйте его - налейте немного растворителя и посмотрите, не прожигает ли он дырки. Затем делаем разметку, несколько раз наливая равные объемы (например, отмеренные медицинским десятикубовым шприцем) и делая соответствующие пометки. Теперь отмерить, к примеру, две части краски и одну часть отвердителя для нас не составит никаких проблем. Но лучше и проще, все-таки, купить мерную емкость. Они выпускаются различных объемов и продаются в магазинах лакокрасочных материалов. Мерная емкость для приготовления ЛКМ Приготовление акриловой, базовой эмали и лакаПри приготовлении акриловых эмалей и лаков важно помнить, что эти материалы двухкомпонентные (2K), а это значит, что их отверждение, в отличие от однокомпонентных материалов (1K), которые высыхают под действием естественных процессов в окружающей среде, происходит совершенно по иной схеме - за счет реакции с отвердителем (полиизоцианатом) - веществом для сшивания молекул. Акриловое связующее вступает в химическую реакцию с отвердителем, в результате чего множество мелких молекул соединяются в одну макромолекулу - полимер. Разбавитель в двухкомпонентные материалы добавляется лишь для достижения необходимой вязкости. Полимеризация однокомпонентной алкидной эмали за счет окисления алкидного связующего в результате реакции с кислородом Полимеризация двухкомпонентной акриловой эмали за счет реакции между акриловым связующим и отвердителем. К чему это я? Дело в том, что материал, в который мы добавим отвердителя больше положенного, не наберет оптимальную твердость никогда и ни при каких условиях, поскольку количество молекул для сшивания превышает количество молекул самого акрилового связующего. Молекулярные цепочки сошьются некорректно и с твердостью, а значит и с глянцем, придется распрощаться навсегда. Поэтому следует четко соблюдать пропорции добавления отвердителя, которые указываются производителем на банке или в «техничке». Например, пропорция смешивания с отвердителем указана как 2:1. Это значит, что необходимо смешать две части краски и одну часть отвердителя. Речь идет именно об объеме, не о граммах или миллилитрах. Смешиваемые компоненты обязательно должны соответствовать друг другу по наполненности. Это, думаю, понятно и так. Например, взяв высоконаполненный HS-лак, нужно понимать, что концентрация полимера в нем настолько высока, что молекулы аж «трещат» в банке. И если смешать его с низконаполненным LS-отвердителем, то для корректного сшивания просто не хватит сшивающего материала. То же самое произойдет и в случае смешивания LS-лака и HS-отвердителя. Количество сшивающих молекул больше, а значит, на корректную полимеризацию нечего и надеяться. Еще раз напомню, что:
Что касается пропорций, то в разных системах они разные, но обычно в двухкомпонентные продукты добавляется до 50% отвердителя и 10-20% разбавителя. В базовые эмали обычно добавляется 50-60% разбавителя. Повторюсь еще раз - это приблизительно. При всем многообразии типов эмалей и лаков, одного рецепта на все случаи жизни дать невозможно по определению. Поэтому всегда нужно поступать в соответствии с рекомендациями производителя. Пропорции, указанные в технической документации или на банке определены путем многократных лабораторных исследований, а посему их стоит в обязательном порядке соблюдать. Также нужно помнить, что используемый разбавитель должен быть увязан с температурой при которой ведутся покрасочные работы. Фильтрация краскиВ процессе приготовления в краску могли попасть посторонние включения, и если краскопульт не оборудован встроенным фильтром, вся эта сорность впоследствии окажется на окрашиваемой поверхности. Это в наши планы не входит, поэтому перед тем как заливать краску в бачок, мы ее обязательно отфильтруем. Для фильтрации лакокрасочных материалов существуют специальные одноразовые воронки с сетчатым фильтром. Одноразовые воронки для фильтрации краски Часто для этих целей используют и подручные средства, например пресловутый капроновый чулок, натянутый на горловину бачка краскопульта. Резюме
Итак, наша краска разбавлена и отфильтрована, вязкость проверена. На очереди у нас , после чего мы наконец сможем перейти к долгожданной покраске. Надеюсь, статья вам понравилась и пригодилась. А на сегодня все. До связи! Во все времена краска использовалась в качестве универсального средства для отделки помещений. Однако при работе с масляными составами покрытие долго сохнет, а сама смесь выделяет неприятный запах. Чего нельзя сказать о растворах на водной основе. В данной статье опишем, что представляет собой водоэмульсионная краска (технические характеристики, преимущества и способ производства состава). Способ производства водоэмульсионной краскиВесь процесс можно условно разделить на несколько этапов. Первый – соединение раствора водной полимерной дисперсии с пигментом и наполнителем. Второй – полученная смесь проходит диспергирование (измельчение твердых и жидких тел). Третий – дополнение добавками, которые необходимы в соответствие с ТУ. Четвертый – фасовка готового материала по банкам. Диспергация ингредиентов осуществляется в специальных диспергаторах (мельницах). В этих аппаратах есть несколько камер, а в них – вал с дисками. Именно с помощью него и происходит измельчение. Полученная смесь укладывается в емкость диссольвера (мешалки). Там происходит тщательное смешивание, добавляются компоненты согласно ТУ. Сроки перемешивания всех ингредиентов зависят от свойств каждого компонента, общего объема смеси, а также технической мощности диссольвера и диспергатора. Как правило, хватает 30 минут на каждую операцию. При этом все работы должны осуществляться при температуре +5 °C. На последнем этапе готовится тара и сетчатые фильтры. Именно через них будет вливаться готовая краска. Преимущества и недостатки водоэмульсионной краскиВодоэмульсионная краска для стен и потолков имеет ряд преимуществ по сравнению с масляными красящими составами. Во-первых, она быстрее сохнет . Порой, достаточно всего пару часов, чтобы покрытие высохло. Во-вторых, абсолютно безопасна и безвредна для человека и окружающей среды. Это означает, что во время малярных работ не нужно срочно покидать помещения. В-третьих, краска не имеет резкого запаха, который обычно сохраняется несколько недель после завершения работ . В-четвертых, красящему составу можно придать почти любой оттенок, добавляя при этом специальные пигменты . Для этого даже продается специальный бесцветный состав. В строительных магазинах, как правило, предлагается каталог расцветок и подходящих к ним пигментов. В-пятых, процесс нанесения краски достаточно прост, а все инструменты с легкостью очищаются обычной водой . Не нужно использовать какие-либо растворители. Из недостатков можно выделить лишь несколько: работы можно производить только при температуре +5 °С, стоит материал недешево. Для наружных работ нужно выбирать самую дорогую краску, поскольку условия на улице значительно отличаются от условий в помещении. Водоэмульсионная краска: технические характеристикиВодоэмульсионная краска для потолка и стен имеет соответствующие технические характеристики. К ним относят: состав, расход, удельный вес, вязкость, условия хранения и срок годности. Состав водоэмульсионной краски : латекс, загуститель, наполнители, антисептик. Расход на один слой около 150-200 мл/м 2 . Количество слоев зависит от впитывающей способности основания. Вязкость водоэмульсионной краски определяется по вискозиметру и должна равняться в среднем 40-45 с (при нанесении кистью), 20-25 (при использовании краскораспылителя). По сути, вязкость – это показатель, определяющий степень разведения краски водой. То есть в состав добавляют воды до определенного уровня, а потом делают замер вискозиметром. Удельный вес водоэмульсионной краски равен около 1,35 кг/л. Адгезия в среднем равна 2,0мПа. Время высыхания составляет от 2 до 24 часов. Все зависит от температуры и влажности воздуха. Желаемая температура около +20°С, а влажност – 65%. Хранить краску нужно в темном месте (вдали от солнечных лучей). Водоэмульсионная краска: технические характеристики и способ производства
Качественная окраска – это не только результат правильного применения красящего состава, но и сочетание определённых характеристик материала, определяющих решения в данном направлении. При лакокрасочных работах залогом успеха становится и подбор такого показателя, как вязкость краски в DIN. Таблица оптимальных значений, представленная в этой статье, поможет в этом деле. Что зависит от вязкости?Само понятие вязкости вряд ли требует дополнительных разъяснений. Но, вот на какие другие характеристики может влиять сама условная вязкость:
Густой по консистенции раствор не будет заполнять неровности на поверхности. Значит, ухудшается сцепление.
Если перепада давления будет недостаточно, то приспособления придётся разбирать, а затем тщательно промывать. Вредна и краска, разбавленная с дополнительными усилиями. Увеличивается количество слоёв, необходимых для качественной обработки. Вырастают затраты по времени на ту или иную работу, в том числе, при которой участвует краскопульт. Особенности измеренияВ каких единицах? Для отечественных производителей характерно указание данного параметра в секундах. А вот импортные материалы предполагают применение другого обозначения – DIN. Какое значение кроется в данных сочетаниях? И как всё-таки измеряется характеристика? Они нужны только для обозначения времени (в секундах), спустя которое состав проходит через отверстия определённого диаметра, известного предварительно. Если краска более жидкая, то она покидает ёмкость быстрее. В случае с густым составом это происходит дольше. Это не влияет на то, как пользоваться вискозиметром. О методиках и инструментах Вискозиметр – специальный инструмент, используемый во время замера жидкости, небольшая воронка, строго имеющая ёмкость в 100 миллилитров. Также имеется отверстие диаметром до 4 миллиметров. Приборы с достаточной точностью для эффективного применения в условиях быта стоят от 200 до 500 рублей. С помощью них выполняется обычное измерение вязкости. Гораздо дороже обходятся устройства, применяемые в условиях лабораторий. Иногда стоимость доходит до сотен тысяч рублей. Инструкция по использованию этого прибора отличается максимальной простотой:
Температура как самой краски, так и окружающего воздуха не должна превышать 18-22 градусов. Любые составы будут густеть при более низких температурах. А при повышенных показатель, наоборот, уменьшается. Из-за этого эксперимент насчет вязкости для краски не будет таким результативным. Какие значения считаются оптимальными? Производитель обычно пишет на упаковке о том, какой показатель считается оптимальным в тех или иных условиях. Но информацию легко найти и на официальном сайте, в том числе – для вязких жидкостей. Определение вязкости краски в DIN и таблица рекомендуемых значений
Водоэмульсионные краски в настоящее время очень популярный, качественный, доступный и перспективный ремонтный материал. Они легко наносятся на очищенные поверхности (бетонные, гипсобетонные, деревянные и предварительно оштукатуренные), являются экологически безопасными и очень практичными. А в сочетании с колером, всегда можно подобрать необходимую для интерьера цветовую гамму. Преимущества водоэмульсионной краскиВодоэмульсионная краска является востребованной благодаря следующим характеристикам:
Кроме этого, краска водоэмульсионная вд позволяет получить почти любой оттенок, посредством добавления специальных пигментов. Зачастую строительные магазины предоставляют каталог расцветок и подходящих к ним соответствующих пигментов. Основные недостатки водоэмульсионных красокУ подобных красок практически нет недостатков. Вместе с этим, следует заметить, что их крайне нежелательно наносить на металлические и глянцевые поверхности, по причине присутствия в составе краски большого объема воды. Сегодня, на рынке все чаще стали появляться явные подделки «водоэмульсионок», которые разочаровывают потребителей. Они очень плохо ложатся на окрашиваемую поверхность, отличаются перерасходом, пачкаются в процессе высыхания и смываются в случае попадания воды. Технические характеристики водоэмульсионной краскиВодоэмульсионная краска имеет следующий состав: латекс, загуститель, разнообразные наполнители и антисептик. Средний показатель расхода водоэмульсионной краски равняется 250 граммам на один квадратный метр. Количество нанесенных слоев будет напрямую зависеть от впитывающих способностей окрашиваемой поверхности.Вязкость краски определяют по специальному прибору – вискозиметру. Этот показатель должен находиться в пределах 45 с. (при использовании кисти), и 25 с. (применяя краскораспылитель). По определению, вязкость является показателем, который характеризует степень разведения краски водой. Удельный вес краски равняется приблизительно 1,35 кг/л. Адгезия составляет 2,0 мПа, время окончательного высыхания составляет от 2 до 20 часов (в зависимости от температурных условий). Хранить краску необходимо в темном и прохладном месте (вдали от солнечных лучей). Основные разновидности красокВ зависимости от присутствующего в составе краски полимера, различают четыре основных вида водоэмульсионных (водно-дисперсионных, латексных или эмульсионных ) красок: Даже среди такого небольшого разнообразия, у потенциального потребителя невольно возникает вопрос: «Так какая водоэмульсионная краска лучше?». Давайте рассмотрим более подробно характеристики каждой из них. Акриловые водоэмульсионные краски – качество прежде всего Эта разновидность краски наиболее популярна как среди профессиональных мастеров, так и среди обычных потребителей, пытающихся осилить ремонт собственными силами. Исходя из названия, становится понятно нахождения в составе краски акриловых смол в качестве главного компонента. Такие краски наносят на поверхности из кирпича, дерева, стекла, бетона и штукатурки. Наиболее распространенным представителем является водоэмульсионная краска вэак 1180. Основным недостатком таких красок является дорогая стоимость. Поэтому получили распространение аналоговые краски с акриловыми сополимерами. Их цена значительно дешевле настоящих акриловых, а качество не сильно уступает оригиналу. Иногда, для повышения показателя эластичности акрилового покрытия, в краску добавляют латекс, благодаря чему происходит эффективное противостояние влаге. Окрашенные покрытия можно смело мыть водой, не опасаясь испортить нанесенную краску. Производители в технических характеристиках водоэмульсионной краски указывают, что она в состоянии выдержать до 5 000 циклов мытья водой. При нанесении двойного слоя акрилово-латексной краски, можно замаскировать трещины на поверхности (до 1 мм. толщиной). А высыхают они в условиях комнатной температуры всего за несколько часов. Силиконовые водоэмульсионные краски – идеальны для помещений с повышенной влажностью В силиконовых красках преобладают в составе силиконовые смолы. Они являются универсальным красящим и маскирующим средством для всех поверхностей, скрывая от посторонних глаз двухмиллиметровые щели. Силиконовая краска также отличается высокой стоимостью, зато имеет паронепроницаемое свойство, идеально подходящее для сырых участков дома, которым свойственно влагообразование. Таким образом, краска еще и будет активно бороться с появившемся грибком, предупреждая его повторное появление. Силикатная водоэмульсионная краска – показатель долговечности Силикатная водоэмульсионная краска представляет собой смесь жидкого стекла, воды с возможным добавлением цветных пигментов. Она характеризуется атмосфероустойчивостью и долгим сроком эксплуатации (до 20 лет). Но для чрезмерно влажных поверхностей лучше воспользоваться другим видом краски. Минеральные водоэмульсионные краски В процессе изготовления минеральных водоэмульсионных красок, в их состав добавляют гашеную известь или цемент. Они применяются для любых поверхностей в процессе покраски стен и потолков. Главным их предназначением являются малярные работы с кирпичом и бетонными поверхностями, которые подвержены значительным гидронагрузкам. Отличительной особенностью минеральных красок является непродолжительный срок службы, поэтому они постепенно перестают пользоваться спросом. Виды водоэмульсионных красок: преимущества и недостатки
|