Стратегия развития сестринского дела в рф. Тема «Государственная программа развития СД в России. Развитие системы государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью
План
1. Перспективы развития сестринского дела в России
2. Предпосылки, сущность и основные направления реформы
сестринского дела в России
3. Основные цели и задачи реформы сестринского дела
Список использованной литературы
1. Перспективы развития сестринского дела в России
Качественные преобразования в сестринском деле в России планировались с конца 80-х годов прошлого столетия, но уровень реформирования сестринской практики значительно отстает от развития науки, умения эффективно управлять сестринской деятельностью. К началу 90-х годов в большинстве стран Европы существовало высшее сестринское образование, позволившее Международным организациям и советам - ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), Международному совету медсестер, позитивно влиять на развитие научных методов организации сестринского дела в России.
С 1966 года высказывалась идея, которая описана в Серии докладов ВОЗ, № 347, с.13, что "медсестры должны иметь возможность развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы оказывать наиболее квалифицированную помощь населению, а также развивать профессиональное мышление для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, клинических и организационных признаках".
Сегодня формируются рынки медицинских услуг, создаются лечебно-профилактические учреждения с различными формами собственности, стационары одного дня, хосписы - учреждения паллиативной медицины, т.е. такие учреждения, где лекарственными средствами помочь нельзя, где помощь оказывается безнадежно больным и умирающим. Такую помощь может оказать медицинская сестра, умеющая аналитически мыслить, умело подготовить к различным исследованиям, научно обосновать свои действия при выполнении процедур, планов сестринского ухода, выполнить манипуляции в точном соответствии с протоколом, стандартом. Государственной организационной структурой, занимающейся вопросами сестринского дела, является Министерство здравоохранения РФ.
К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования. Каждому уровню соответствует свой Государственный образовательный стандарт. Девяностые годы положили начало реформе здравоохранения РФ, ядром которой стал переход к модели обязательного медицинского страхования. Происходящие социально-экономические и политические преобразования выдвинули новые требования и к кадровой политике в отрасли.
Реформирование системы медико-санитарной службы является одной из приоритетных задач во многих государствах-членах ВОЗ, что вызвано низким уровнем медицинской помощи, финансовым кризисом, неудовлетворенностью потребительского спроса, отрицательным отношением к структурам, контролируемым центральными органами и рядом идеологических мотивов. Перед странами встает сложная задача создания новых систем, которые могли бы более эффективно решать насущные проблемы в то время, когда существует дефицит человеческих ресурсов и финансовых средств, и когда переход от планируемой централизованной экономики к смешанной или рыночной достиг уже такой стадии, на которой старая система неприменима, а новая пока не работает. Как отмечено в докладе бывшего министра здравоохранения РФ Ю.Л. Шевченко, "в сложнейших социально-экономических условиях минувшего десятилетия система здравоохранения в целом выполнила возложенные на нее задачи и...обеспечила тем самым реализацию конституционного права граждан России на охрану здоровья".
Государственная политика в области российского здравоохранения ориентирована на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов и, в частности, сестринского персонала, работа которого рассматривается как наиболее ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи. Однако отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося сестринского потенциала декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной.
Со слов исследовательницы и пропагандистки сестринского дела в Европе, Дороти Холл, "многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было избежать, если бы в течение последних сорока лет сестринское дело развивалось такими же темпами, что и медицинская наука".
"Нежелание признать, - пишет она, - что медицинская сестра занимает равноправное по отношению к врачу положение, привело к тому, что сестринский уход не получил такого развития, как врачебная практика, что лишило как больных, так и здоровых возможности пользоваться разнообразными, доступными, экономически эффективными сестринскими услугами". В последние годы Минздравом России совместно с территориальными органами управления здравоохранением проводится значительная работа, способствующая возрождению, повышению социальной значимости и престижа сестринской профессии.
Подтверждением тому является внедрение государственной программы "Развитие сестринского дела", исполнение решений коллегий Минздрава РФ от 20.04.94 "О состоянии и перспективах сестринского дела в РФ", от 04.06.97 "О развитии медицинского и фармацевтического образования в РФ", ряд международных семинаров "Новые сестры для новой России". Особо отмечается резолюция 1-го Всероссийского съезда средних медицинских работников, который рассмотрел проект государственной программы развития сестринского дела в РФ. Ключевая концепция, делающая упор на совершенствование области сестринского дела, заключается в определении такой роли медсестры, которая соответствовала бы нуждам здоровья людей больше, чем нуждам системы здравоохранения.
Это означает фундаментальную перестройку концепции традиционной роли медсестры как лица, обслуживающего врача, и "девочки на побегушках". Сестра должна быть хорошо образованным профессионалом, чем уникальный и значительный вклад в здравоохранение приветствуется всеми коллегами, и кого считают равным партнером в медицинской бригаде. Основой ее практической деятельности является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно работа, направленная на улучшение здоровья людей. Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации работы медсестры.
2. Предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России
Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения, областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды. Роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а так же общим уровнем состояния здоровья того или иного общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике. На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания.
Развитие сестринских технологий с учетом современной науки в развитых странах привело к отставанию сестринского дела в России. Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции "Новые сестры для новой России" была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.
Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ" предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населения в условиях формирования рыночных отношений. Сущность реформы заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала, организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.
В настоящее время в нашей стране изучается международный опыт, проводится его анализ, коррекция и адаптация к социально-экономическим условиям с учетом традиций народов Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения РФ № 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ, отражающая сущность реформы сестринского дела.
Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями. Сегодня в России около 1,5 млн. средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия.
3. Основные цели и задачи реформы сестринского дела
Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:
1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.
2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Еще сегодня действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.
3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи;
4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.
5. Проведение системных преобразований в сестринском деле - в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие в создании и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.
6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое. Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.
В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации". Определены следующие направления развития и совершенствования деятельности сестринского персонала: первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу; лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интенсивного стационарного лечения и ухода; реабилитационная помощи и медико-социальная помощь хроническим больным, старикам и инвалидам; медико-социальная помощь инкурабельным больным и умирающим.
Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно: повышение роли сестер в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев и т.д., обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, расширение участия сестринского персонала в новых формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др. В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающей мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер. Особое внимание планируется уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней. Сделаны первые шаги в совершенствовании управления сестринскими службами. Введена новая номенклатурная единица - главный специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранения субъектов Федерации. Вводится должность заместителя главного врача по работе с сестринскими кадрами, в крупных ЛПУ - несколько должностей главных сестер, а также такая новая единица, как сестра-преподаватель.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами. С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.
Реформирование здравоохранения не могло не затронуть систему медицинского и фармацевтического образования. От того, по какому руслу пойдут реформы образования, каково будет их наполнение, зависит, какими будут выпуски специалистов с медицинским образованием в 21 веке. Главной целью реформы образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и демократического общества.
Принятые в последние годы законы и постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента России по вопросам здравоохранения и образования выдвигают требования повышения качества базовой и последипломной подготовки кадров. Профессиональное образование. Профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать подъему престижа в обществе. Отсюда особое место в условиях реформы здравоохранения занимает система дополнительного профессионального образования. Минздраву России, одному из немногих ведомств, удалось не только сохранить систему повышения квалификации, но и дать определенный импульс для ее развития. В связи с выходом приказа Минздрава России от 19.08.97 № 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" был пересмотрен перечень направлений дополнительного профессионального образования, новый перечень был утвержден приказом Минздрава России от 05.06.98 № 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием". Перед системой профессионального образования стоит задача обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг.
Важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению является развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров. Система включает четыре профессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности: базовый уровень в колледжах и училищах; повышенный уровень в колледжах; высшее сестринское образование в вузах; послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспирантура). Высшее образование. Особое место в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа сестринской специальности как в отрасли, так и в обществе в целом занимает высшее сестринское образование.
Решение всех вопросов по реформированию системы подготовки сестринских кадров осуществлялось на основе предложений практического здравоохранения. В 1995 г. впервые в России двухмиллионное звено медицинских работников пополнилось новыми молодыми специалистами - медицинскими сестрами с высшим образованием. В том же году в России защищена первая докторская диссертация по проблемам подготовки сестринских кадров, эту работу выполнила декан факультета высшего сестринского образования Медицинской академии им. И.М. Сеченова Г.М. Перфильева.
Однако потребность практического здравоохранения в использовании сестринского потенциала реализуется не полностью, так как остается несовершенной правовая основа деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты. В качестве приоритетного направления развития медицинской науки Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматривает развитие научных исследований в области сестринского дела и смежных с ним дисциплинах. Научные исследования призваны обеспечить практику новейшими разработками и идеями. Отсутствие системных научных исследований в области сестринского дела не позволяет, в частности, дать обоснованных рекомендаций по рациональному использованию кадровых ресурсов.
Таким образом, можно заключить, что среди направлений реформирования сестринского дела в России четко наметились те моменты, которые были предложены ВОЗ еще в 70-е годы и по неизвестным причинам не приняты в нашей стране, а именно: сестринский процесс, многоуровневая подготовка специалистов, менеджмент, сестринские исследования.
Список использованной литературы
Андреева О.В. Применение некоторых активных методов в сестринском деле //Мед. помощь. - 2006. - №7.
Дружинина А. О сестринском деле //Сестринское дело. - 2007. - №3.
Женнэр С. Для чего нужны научные исследования в сестринском деле? //Мед. помощь. -2007. - №1.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., "Знание", 2006.
Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Ч. I - II. - М., 2006.
Островская И.В. Сестринское дело: эволюция статуса //Мед. сестра. - 2005. - №4.
Перфильева Г.М. Сестринское дело в России. - М. 2005.
Романюк В.П. История сестринского дела в России. - СПб., 2008.
Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. - Учебное пособие: Феникс, 2005. - 473 с.
Стандарты практической деятельности медсестры России. - 2007. - Т. I, II.
Универсальный справочник медсестры. Практическое руководство по уходу за больными. - "Рипол Классик", 2006. - 512 с.
Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах. - Под ред. С.Филимонова. - СПб, 2000. - 624 стр., илл. 29. Фаулер М.Д. Этика и сестринское дело. - Самара, 2009.
Чернявский В.Е. Сестринское дело. - М.. 2009.
Яровинский М.Я. Медицинский работник и общество //Мед. помощь. - 2006. - № 2.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.
Предпосылки, сущность и основные направления
реформы сестринского дела в России.
Сестринское дело является важнейшей составной частью системы здравоохранения. областью деятельности, направленной на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения н меняющихся условиях окружающей среды.
Известно, что роль и задачи медсестры определяются историческими, социальными и культурными факторами, а также общим уровнем состояния здоровья того или иного общества. Как наука сестринское дело опирается на знания, проверенные на практике.
На протяжении нескольких десятилетий в России вопросам сестринского дела не уделялось должного внимания. Развитие сестринских технологий с учетом современной науки а развитых странах привело к резкому отставанию сестринского дела в России.
Предпосылками реформы сестринского дела, его развития являются: негативные медико-демографические процессы. в особенности - снижение рождаемости и старение населения; ухудшение состоянии здоровья населения; хронизация патологических процессов в организме; распространение новых заболеваний. таких как ВИЧ; увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) сестринским персоналом. двухступенчатый метод обслуживания больных (врач, медицинская сестра) привел к снижению профессиональной компетенции медицинских сестер. выполнению не свойственных им функций. Снижается обеспеченность ЛПУ лекарственными средствами, предметами ухода, инструментарием. Увеличивается дисбаланс в соотношении между врачами и медицинскими сестрами. как следствие - ухудшение качества оказываемой помощи н ухода (считается. что оптимальное соотношение между врачами и медицинскими сестрами равно 1:4).
Реформа сестринского дела в России началась в 1993 роду. На международной конференции «Новые сестры для новой России» было принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу. Постановлением Правительства РФ от 05.11.97 г. № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в РФ» предусмотрено осуществление реформы. направленной на повышение качества. доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формировании рыночных отношений.
Сущность реформы сестринского дела заключается в осуществлении необходимых изменении в кадровой политике на основе научно обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров; обеспечении рационального соотношении и партнерства между врачами и сестринским персоналом; возрождении категории младшего медицинского персонала; организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранении и поддержании индивидуального и общественного здоровья. В настоящее время в России изучается международный опыт. проводятся его глубокий анализ, коррекция и адаптация к социально-экономическим условиям с учетом национальных традиций.
Приказом Министерства здравоохранения РФ № 4 от 9 января 2001 года утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в РФ, отражающая сущность реформы сестринского дела. Сестринское дело располагает значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями. Сегодня в России около полутора миллионов средних медицинских работников. Это самая массовая медицинская профессия.
Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:
1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности н усилении роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.
2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели признаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.
3. Внедрение новых технологий в сестринском деле. биоэтических профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.
4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.
5. Проведение системных преобразований в сестринском деле - в области о6разования, научных исследований. практическом здравоохранении, содействие и развитие сестринских ассоциаций.
6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального. Обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.
Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:
1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.
2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробации и дальнейшее внедрение в практику.
5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объема выполняемой работы и уровня образовании на основе новых технологий сестринского дела.
Уровни подготовки медицинских сестер а России. Сестринские периодические издания
К 1994 полу в России сформировалась трехуровневая система сестринского образования. Каждому уровню подготовки специалистов соответствует свой Государственный образовательный стандарт (требования к минимуму содержания подготовки по специальности). Дисциплины определит основные исправления
3-й уровень
Высшее сестринское образование (вуз)
2-й уровень (колледж)
1-й уровень (медицинское училище)
Среднее медицинское профессиональное образование
Уровни подготовки медицинских сестер а России
подготовки выпускников. Такая система образования дает возможность среднему медицинскому работнику реализовать себя в различных сферах профессиональной деятельности. Выполняя функции от исполнителей до руководителей. Появление новых должностей дает возможность экономить затраты рабочего времени, например, введение должности «сестры-координатора» позволяет экономить затраты рабочего времени не только палатной старшей медсестры, но и заведующего отделением. Приказом Минздрава России от 26.02.02. №е 65 введена должность главного специалиста по сестринскому делу. Первый выпуск специалистов с высшим сестринским образованием состоялся в 1995 году. К 2002 году число российских вузов, в которых открыты факультеты высшего сестринского образовании. составило 34, а общее количество выпускников - свыше 2,5 тысячи менеджеров в области сестринского дела.
Инициатором создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова является ГМ. Перфильева, профессор, декан факультета высшего сестринского образования.
В настоящее время в Российской Федерации выходят новые периодические издания для преподавателей учебных медицинских заведений, практических врачей, медицинских сестер, фельдшеров, акушерок, организаторов и других работников здравоохранения. Это способствует накоплению бесценного опыта по реформированию сестринского дела, изучению и внедрению в практическое здравоохранение инноваций, восполняется существующий дефицит информации.
Периодические издания для средних медицинских работников становятся все более популярными – это:
Научно-практический журнал «Медицинская помощь», выходит с 1998 года;
Журнал «Сестринское дело» вышел в 1995 году;
Журнал «Медицинская сестра», издается с 1999 рода;
Журнал «Сестра милосердия», издается с 2001 года
И другие периодические издания.
Таким образом, создание многоуровневой системы профессионального образования способствует карьерному росту сестринских кадров. повышению престижа профессии,
и является предпосылкой для быстрого развития сестринского дела. профессиональных общественных объединений.
Роль, цели и задачи
Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 1. …Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в нашей стране значительно ниже, чем в большинстве развитых стран мира, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации.

Обучение пациентов и семьи оценка потребностей человека и его семьи определение проблем, которые могут быть решены путем сестринских вмешательств вовлечение пациента и его ближайшего окружения в профилактику и реабилитацию Оценка знаний и навыков членов семьи подготовка и предоставление адекватной информации помощь пациенту и ближайшему окружению в освоении необходимых навыков Осуществление сестринского ухода с включением сестринских вмешательств по профилактике по реабилитации по психологической поддержке человека или семьи Функции сестринского персонала (бюро ВОЗ по сестринскому делу)

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 2. Низкая заработная плата сестринского персонала. 3. Уравнительные подходы к оплате труда. 4. Низкая социальная защищенность медицинских работников со средним медицинским образованием. 5. Низкий престиж профессии.

Основные проблемы, отмеченные в Концепции: 6. Несоответствие ФГОСа среднего профессионального и высшего сестринского образования современным потребностям здравоохранения. 7. Невысокое качество преподавания. 8. Отсутствие системы непрерывного медицинского образования


Низкая мотивация работников здравоохранения Низкая мотивация работников здравоохранения Недостаточный уровень оплаты труда Средняя заработная плата в здравоохранении составила 8870 рублей, Средняя заработная плата среднего медицинского персонала 4546 рублей У 38% работников здравоохранения зарплата ниже прожиточного минимума Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов - 50 Разница в финансировании на уровне субъектов РФ достигает 12 раз, а на уровне муниципалитетов

Наиболее важные проблемы в области управления здравоохранением низкая заработная плата и уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкая социальная защищенность и престиж профессии, несоответствие ФГОС среднего медицинского образования современным потребностям здравоохранения, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкая информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации 12

Основные приоритеты Программы развития сестринского дела в России до 2020 года развитие государственной и общественной системы развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью, управления сестринской деятельностью, создание правовых, организационных и экономических создание правовых, организационных и экономических условий развития сестринского дела в России, условий развития сестринского дела в России, повышение качества и доступности сестринской помощи, повышение качества и доступности сестринской помощи, мотивация населения к сохранению и укреплению мотивация населения к сохранению и укреплению здоровья, формирование культа здорового образа жизни. здоровья, формирование культа здорового образа жизни. Автор слайда И.МИСКАРЯН 13

Цель развития сестринского дела повышение качества сестринской помощи за счет рационального использования потенциала сестринского персонала, обеспечивающего повышение качества и продолжительности жизни населения, способствующего удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинских услуг, их доступности и экономичности. 14

Задачи развития сестринского дела Формирование условий для повышения Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой и материально - технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами; 15

Задачи развития сестринского дела совершенствование системы управления совершенствование системы управления сестринской деятельностью путем повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения; совершенствование системы оплаты труда совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела, с учетом специфики их работы, уровня образования, а также по результатам труда; 16

Задачи развития сестринского дела совершенствование системы профессиональной совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, путем формирования высоко квалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции; обеспечение управления сферой научной обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела; 17

Первый этап: гг. Подготовка нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющих дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, применения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи 18

Первый этап: гг. завершение разработки профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, информатизация деятельности сестринского персонала, внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи. 19

Первый этап: гг. осуществление мероприятий по переходу на новую систему организации медицинской помощи, формирование интегративной системы непрерывной подготовки кадров, основанной на единой кадровой политике, разработка и внедрение программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний специалистами со средним медицинским образованием. 20

Первый этап: гг. Продолжение реализации национального проекта « Здоровье » по направлениям: развитие первичной медико - социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий, повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи, формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации, снижение заболеваемости и смертности от социально - значимых заболеваний. 21

Второй этап: гг. повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, создание системы социальной защиты сестринского персонала, осуществление поэтапного перехода к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи, проведение повсеместной компьютеризации рабочих мест, 22

Второй этап: гг. внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием, обеспечение преемственности действий медицинских служб каждого уровня на всех этапах лечения для достижения наилучшего результата, 23

Второй этап: гг. придание приоритета профилактической работе для всех категорий персонала со средним медицинским образованием в системе первичной медико - санитарной помощи, развитие патронажно - реабилитационной медицинской помощи, включающее создание сети учреждений восстановительного лечения, реабилитации, медицинского ухода, унифицированное оснащение ЛПУ оборудованием в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи. 24

1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. 1. Повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи, в том числе сестринской. 2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. 3.Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения. 4. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала. 5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. 6. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи. 7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. 8. Формирование информационной инфраструктуры отрасли с использованием систем и технологий, телекоммуникационных сетей. 9. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины. 10. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ


Государственная политика в области российского здравоохранения ориентирована на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов и, в частности, сестринского персонала, услуги которого рассматриваются как наиболее ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.
Однако отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося сестринского потенциала декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной.
Особо отмечается резолюция 1-го Всероссийского съезда средних медицинских работников, который рассмотрел проект государственной программы развития сестринского дела в РФ. Ключевая концепция, делающая упор на совершенствование области сестринского дела, заключается в определении такой роли медсестры, которая соответствовала бы нуждам здоровья людей больше, чем нуждам системы здравоохранения. Это означает фундаментальную перестройку концепции традиционной роли медсестры как лица, обслуживающего врача, и «девочки на побегушках».
Она должна быть хорошо образованным профессионалом, чем уникальный и значительный вклад в здравоохранение приветствуется всеми коллегами, и кого считают равным партнером в медицинской бригаде. Основной ее практической деятельности является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно работа, направленная на улучшение здоровья людей. Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации работы медсестры.
В наше время в России возникают медицинские общины нового типа, основанные на религиозных принципах. 1 сентября 1992 года по решению Главного медицинского управления г. Москвы было открыто первое в современной России православное медицинское учреждение - Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. 9 сентября того же года его освятил и благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Основной его задачей является подготовка квалифицированных специалистов из числа православных христианок, желающих сочетать учебу с активной церковной жизнью. В Свято-Димитриевское училище невозможно поступить, не проработав определенный срок в больнице, исполняя самую грязную санитарную работу: мытье полов, раковин и унитазов, смена белья у лежачих больных и их кормление. После подобной практики у абитуриентов не должно остаться никаких иллюзий относительно больничной действительности. Студенткам запрещено пользоваться косметикой, курить, употреблять спиртные напитки или ходить в брюках, они обязаны носить форму установленного образца (платье, передник и косынка). В данном случае при наличии здравого духовного руководства эти ограничения призваны способствовать внутренней дисциплине, необходимой для полноты духовной жизни. Аналогичное сестричество во имя святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны было создано 16 июля 1991 года при другом московском храме Митрофания Воронежского. У обеих общин сходная структура управления: во главе - духовник, от мнения которого зависит решение основных вопросов; организационные моменты разбираются на собрании сестричества, рабочим органом которого является Совет, куда входят главная и старшие сестры. Аналогичные учреждения возникают сейчас в различных городах России и ближнего Зарубежья: в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Минске и т. д., то есть прерванная в XX веке традиция сестринского дела активно возрождается.
С 1992 года в России работает Ассоциация медицинских сестер.
В 1993 была создана и принята философия сестринского дела.
В 1994г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.
В 1995г. впервые в России Г.М.Перфильева, лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».
Реструктуризация сестринских служб на различных уровнях управления продиктована теми переменами, которые происходят сегодня в сестринском деле в целом по России.
Работая с пациентами и вовлекая в лечебный процесс родственников, социальных работников, каждая медицинская сестра должна быть не только профессионалом, но и психологом, чутким, внимательным, добрым и наблюдательным.
Сестринскому персоналу ежедневно приходится строить взаимоотношения с пациентами, которые обеспокоены своим здоровьем или здоровьем близких им людей. Таких пациентов нужно уметь выслушать, вникнуть в их проблемы. Умение выслушать пациента помогает медицинской сестре установить контакт с ним.
2.5. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА в Российской Федерации на 2010-2020 годы
(по материалам на III Всероссийского съезда средних медицинских работников. 15-16 октября 2009г.). Извлечения. (см. полностью проект Программы развития сестринского дела в Российской Федерации (2010-2020 гг.))
Сроки и этапы реализации
Первый этап: 2010-2015 гг.
Будут подготовлены нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность специалистов с различным уровнем сестринского образования в сфере здравоохранения и определяющие дифференцированную нагрузку на сестринский персонал с учетом контингента пациентов, внедрения новых сестринских технологий ухода и вида сестринской помощи. Будет завершена разработка профессиональных стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи специалистами со средним медицинским образованием, начата информатизация деятельности сестринского персонала, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной гражданам. Будут осуществлены подготовительные мероприятия по переходу на новую систему организации медицинской помощи, будет сформирована интегративная система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике; будут разработаны и внедрены программы технологий профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и патологических состояний специалистами со средним медицинским образованием. Будет продолжена реализация национального проекта «Здоровье» по направлениям: развитие первичной медико-социальной помощи и совершенствование профилактических мероприятий; повышение доступности и качества специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование медицинской помощи матерям и детям; совершенствование онкологической помощи, снижение заболеваемости и смертности; обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных с туберкулезом, проведение профилактических мероприятий, снижение заболеваемости и смертности; совершенствование медицинской помощи детям-инвалидам; диспансеризация детей-подростков, детей-сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; перинатальная диагностика наследственных заболеваний; формирование мотивации здорового образа жизни у населения Российской Федерации; развитие службы крови и донорства; снижение заболеваемости и смертности от социально значимых заболеваний.
Второй этап: 2016-2020 гг.
Предполагается повышение статуса специалиста со средним медицинским образованием, будет создана система социальной защиты медицинского работника, будет осуществлен поэтапный переход к саморегулируемой системе организации оказания медицинской помощи. Будет проведена повсеместная компьютеризация рабочих мест, будут созданы федеральная база данных по используемым сестринским технологиям в ЛПУ, стандартизация и информатизация деятельности персонала со средним медицинским образованием с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения.
Исполнители основных мероприятий Программы:
Профильная комиссия Экспертного совета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по управлению сестринской деятельностью;
Совет директоров медицинских и фармацевтических образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации;
Профессиональные общественные организации специалистов со средним медицинским образованием.
Источники финансирования:
Средства федерального бюджета,
средства бюджетов субъектов федерации, муниципальных образований, средства профессиональных общественных организаций специалистов со средним медицинским образованием, средства из других источников, не противоречащих законодательству РФ.
1. Общие положения
Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. определила новые требования к модернизации и развитию сестринского дела.
В современной системе здравоохранения сестринское дело остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения ожидаемых потребностей общества в услугах системы здравоохранения. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.
2. Современное состояние сестринского дела в РФ
2.1. Кадровое обеспечение системы здравоохранения
В системе здравоохранения работает более 1349,3 тыс. специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность сестринским персоналом составляет 69,7%. Показатель обеспеченности средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения составляет 94,9. Соотношение «врач - средний медицинский персонал» составляет 1:2,2.
Среди наиболее важных проблем в области управления здравоохранением следует отметить низкую заработную плату средних медицинских работников, уравнительные подходы к оплате труда сестринского персонала, низкие социальную защищенность и престиж профессии, несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего сестринского и среднего медицинского и фармацевтического образования современным потребностям здравоохранения и невысокое качество преподавания, отсутствие системы непрерывного медицинского образования (НМО), низкую информированность средних медицинских работников о современных средствах и методах ухода за больными, методах диагностики, профилактики и реабилитации, невысокий профессиональный уровень медицинских работников.
От сестринского персонала требуется не только высокий профессионализм, но и умение соблюдать нормы этико-деонтологического общения с коллегами и больными. Учитывая большое значение этического начала в медицине и здравоохранении на современном этапе и то, что реформирование сестринского дела подтвердило возможность автономии профессии медицинской сестры, возникает необходимость пересмотра, дополнений и уточнений юридического статуса медицинской сестры России, законодательно закрепленного распределения полномочий между медицинской сестрой и врачом.
2.2. Ресурсное обеспечение деятельности специалистов со средним медицинским образованием
Современное ресурсное обеспечение развития здравоохранения осуществляется в ситуации динамичного разграничения ответственности муниципальных и государственных структур. Следует отметить, что материально-техническая база учреждений здравоохранения значительно разнится по уровням учреждений здравоохранения. Сложно требовать исполнения технологий, если материально-техническое оснащение деятельности не соответствует.
Финансовые потоки, которые направляются в ЛПУ, в самую последнюю очередь направляются на изменение условий работы сестринского персонала.
2.3. Инновационное обеспечение деятельности специалистов со средним медицинским образованием
На сестринский персонал возложена обязанность обеспечения обучения населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволяет облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысить эффективность деятельности специальных служб в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий.
С каждым годом увеличивается количество экспериментальных площадок по внедрению новых организационных сестринских технологий... Накоплен опыт по внедрению сестринских технологий, ведению сестринской документации.
Имеется положительный опыт профилактической работы медицинских сестер в медико-профилактических отделениях, акушерок в кабинетах планирования семьи. Активнее стал участвовать сестринский персонал в проведении занятий в «Школах пациентов», «Школах активного долголетия», школах «Здоровье для здоровых», «Астма-школах», «Школах диабета», «Артериальная гипертония» и др.
Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, технологий выполнения простых медицинских услуг и стандартов.
2.4. Система управления сестринским делом
В Министерстве здравоохранения и социального развития РФ в 2008 г. введена должность главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью, который вошел в состав Экспертного совета по здравоохранению Минздравсоцразвития России.
В феврале 2009 г. была создана Профильная комиссия Экспертного Совета по здравоохранению по управлению сестринской деятельностью, которая обеспечила как иерархическую связь подчинения, так и систему взаимосвязи министерства, главного внештатного специалиста Российской Федерации, главного специалиста региона, области и др., определила горизонтальные связи с учебными и научными заведениями, общественными организациями. Комиссия будет выполнять функции координирующего органа, она определяет современные стратегические направления развития сестринского дела, взаимодействует с главными специалистами и органами управления здравоохранения субъектов РФ по вопросам перспектив развития и совершенствования сестринского дела.
В апреле 2009 г. приказом зам. министра Минздравсоцразвития России был восстановлен институт главных внештатных специалистов по управлению сестринской деятельностью федеральных округов, по сути, создана вертикаль управления сестринской деятельностью.
При этом в номенклатуру должностей региональных и местных органов управления здравоохранением введены должности главных специалистов по сестринскому делу, созданы советы по сестринскому делу. В штатных расписаниях больниц вводятся должности заместителей главного врача по работе с сестринским персоналом.
В марте 2009 г. создана Всероссийская общественная организация Союз директоров медицинских и фармацевтических учреждений среднего профессионального образования.
Все это создает условия для четкой и целенаправленной деятельности в области подготовки и эффективного использования специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
3. Цели и задачи Программы развития сестринского дела в Российской Федерации
Создание правовых, организационных, экономических условий развития сестринского дела в Российской Федерации, улучшение качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективное использование ресурсов здравоохранения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения:
формирование мотивации населения на ведение здорового образа жизни;
совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей роль и функции (характеристику правового статуса) специалистов сестринского дела в системе российского здравоохранения;
развитие системы государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения;
анализ кадрового обеспечения специалистами со средним медицинским и фармацевтическим образованием лечебных учреждений в субъектах РФ и по федеральным округам;
проведение анализа действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием и обоснование предложений по ее совершенствованию;
подготовка стандартов профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;
совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела с учетом специфики их работы, уровня знаний, умений и навыков, а также по результатам труда;
повышение качества подготовки специалистов со средним медицинским образованием через систему непрерывного сестринского образования;
формирование информационной инфраструктуры в профессиональной сестринской среде при их профессиональной подготовке;
обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела;
развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности.
4. Основные направления Программы развития сестринского дела в Российской Федерации
4.1. Развитие кадровой политики и профессионального образования сестринского персонала
Развитие кадровой политики заключается:
в восполнении кадрового дефицита путем формирования механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов;
развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации;
определении субсидиарной ответственности региона (в т.ч. финансовой), муниципалитетов в последипломной подготовке специалистов сестринского дела;
улучшении качества подготовки в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела путем совершенствования общенаучной и общепрофессиональной подготовки сестринских кадров на компетентностной основе, обеспечения соответствия государственного образовательного стандарта медицинских специальностей профессиональному стандарту и потребностям ЛПУ;
использовании сестринских кадров не только с учетом структуры потребностей учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и с учетом уровня образования специалистов;
восстановлении престижа профессии через материальную заинтересованность, достойную дифференцированную оплату труда, систему льготного кредитования жилья и т.п.;
обеспечении интеллектуализации и развития творческих способностей сестринских кадров, рассматривая финансовые затраты на это как долгосрочные инвестиции в развитие здравоохранения.
4.2. Определение ресурсного обеспечения развития сестринской деятельности в учреждениях здравоохранения
Бюджетные ресурсы должны быть задействованы системой здравоохранения в первую очередь на формирование условий для повышения эффективности оказания медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, на совершенствование системы управления сестринской деятельностью и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, для их активного участия в научных и научно-технических проектах для нужд региона. Средства субъектов федераций, отдельных ЛПУ должны быть направлены на приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала.
При планировании расходов на здравоохранение при введении унифицированной системы определения стоимости медицинской услуги для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо включать в расчетную стоимость сестринские услуги. Необходимо совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств.
4.3. Развитие современных технологий сестринской деятельности
В соответствии с задачей по развитию сестринского дела в РФ по формированию условий для усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной помощи населению путем совершенствования нормативно-правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих качество медицинской, медико-санитарной помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами, предусматривается:
- на первом этапе (2010-2015 гг.)
осуществить разработку стандартов и порядков оказания доврачебной медицинской помощи, начать внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам медицинской помощи;
- на втором этапе реализации Программы (2016-2020 гг.)
предполагается поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданной инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения, информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения региона.
4.4. Развитие системы управления сестринской деятельностью
На первом этапе необходимо осуществить приведение в соответствие с современными требованиями приказов, регулирующих вопросы штатного расписания и штатных нормативов, положения об ЛПУ, главной медицинской сестре и другом персонале со средним медицинским образованием с учетом современных компетенций и профессиональных стандартов; координацию работы по созданию стандартов и технологий сестринской деятельности в Российской Федерации, их законодательному закреплению; разработку пакета документов по аккредитационным и лицензионным критериям оценки ЛПУ в области сестринского дела.
Качественным показателем профессионального уровня медицинских работников являются аттестация и сертификация специалистов, для единообразного проведения процедуры которых необходимо на первом этапе разработать единые требования к аттестации специалистов сестринского дела с учетом требований единых стандартов и новых технологий сестринской помощи, а также сформировать банк тестовых заданий в соответствии с номенклатурой специальностей для проведения контроля уровня знаний.
4.5. Развитие научной деятельности в области сестринского дела
Для реализации мероприятий, направленных на улучшение профессионального статуса медицинских сестер, необходимо на первом этапе провести исследования и представить научно обоснованные факты по оценке эффективности деятельности сестринских служб, безопасности сестринских вмешательств, целесообразности участия в лечебно-диагностических реабилитационных, профилактических мероприятиях; провести исследования причин дефицита и текучести медицинских кадров, показать возможные прогнозы этих негативных явлений и их влияние на качество медицинских услуг, профессиональную деятельность медицинских сестер и функционирование системы здравоохранения в целом, получить шифр научной специальности «Управление сестринской деятельностью» в ВАКе РФ.
На втором этапе
реализации Программы необходимо провести разработку научно обоснованных образовательных стандартов по специальностям, программ обучения и контрольно-измерительных материалов итоговой государственной аттестации. Необходимо обеспечить подготовку специалистов сестринского дела, способных решать проблемы и применять технологии сестринского процесса на рабочем месте, умеющих работать в условиях чрезвычайных ситуаций и на современной медицинской аппаратуре, обладающих знаниями, умениями и навыками для обеспечения пациенту всестороннего комплексного ухода, проведения реабилитационных мероприятий, владеющих основами этики, психологии права.
4.6. Обеспечение создания единой информационной среды
Современное развитие любой отрасли немыслимо без применения информационных и телекоммуникационных технологий. В сфере оказания сестринской помощи они должны быть направлены на информирование пациентов по условиям предоставления медицинской помощи, в том числе и на сестринские услуги, на информационную открытость функционирования системы здравоохранения, на повышение эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, на формирование единого информационного пространства, регламентированного единой системой стандартов и технологий услуг, на информационную поддержку специалистов с помощью инфокоммуникационных систем, включая дистанционные консультативные системы, электронные истории болезни, программно-аппаратные комплексы диагностики, системы контроля качества и пр.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности
Реализация Программы создаст возможности... решения приоритетных вопросов сестринского дела, в частности:
1. Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность специалистов с высшим сестринским образованием, медицинских сестер с углубленной подготовкой и базовым образованием.
2. Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих дифференцированную нагрузку на средний медицинский персонал, оплату труда специалистов сестринского дела в зависимости от уровня образования, качества и объема выполняемой работы, а также охрану труда и профилактику профессиональных заболеваний специалистов сестринского дела.
3. Повышение престижа профессии специалистов сестринского дела. Закрепление молодых специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения.
4. Реализация предложений по развитию кадрового потенциала специалистов сестринского дела. Увеличение соотношения «врач - сестра» до 1:3 к 2012 г.
5. Совершенствование действующей номенклатуры специальностей работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.
6. Повышение эффективности проведения процедур аттестации и сертификации специалистов сестринского дела.
7. Создание стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала с различным уровнем образования, стандартов сестринских услуг, стандарта оснащения рабочих мест.
8. Формирование модели управления сестринскими службами, что позволит совершенствовать организацию деятельности сестринского персонала.
9. Повышение уровня профессиональной ответственности специалистов сестринского дела и расширение спектра сестринских услуг за счет рационального распределения участников оказания медицинской помощи.
10. Формирование многоуровневого сестринского образования в системе непрерывного образования при сохранении его качественной определенности и практической направленности.
11. Подготовка конкурентоспособных специалистов такого уровня и качества, которые отвечали бы текущим и перспективным потребностям общества, а также необходимости рационального использования бюджетных средств.
12. Достижение соответствия между потребностями рынка сестринских услуг, уровнем оказания медицинской помощи и объемами подготовки специалистов. Создание условий для развития научных исследований в области сестринского дела, профилактической и клинической медицины.
Изучив эту тему , вы узнаете:
- причины, направления и события эпохи реформирования сестринского дела в России;
- периодические печатные издания для сестринского персонала в России;
- основные направления деятельности сестринского персонала в медицинских организациях;
- предпосылки, сущность и основные направления реформы сестринского дела в России;
- решения международной научно-практической конференции по реформе сестринского дела в России (Голицыно, 1993);
- содержание резолюций I и II Всероссийских съездов средних медицинских работников;
- уровень подготовки медицинских сестер в России;
- роль и задачи Российской Ассоциации медицинских сестер (РАМС);
- значение проведения научных изысканий в сестринском деле;
- дальнейшие перспективы развития сестринского дела в России.
Основные понятия: система подготовки сестринского персонала, ФВСО,
направления деятельности сестринского персонала, школы для больных с хроническими заболеваниями, хоспис, паллиативная помощь, РАМС, МСМ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОБЫТИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ
К причинам, породившим необходимость реформирования, можно отнести низкий уровень качества медицинской помощи населению, низкий престиж профессии, низкий социальный статус медицинских сестер, отсутствие перспективы профессионального роста, несоответствие уровня сестринского образования требованиям времени, дефицит сестринских педагогических кадров, отсутствие научных исследований в области сестринского дела и незнание зарубежного опыта.
Реформа сестринского дела в российском здравоохранении развернулась в нескольких направлениях:
- сестринского образования;
- практической деятельности;
- проведения научных исследований в сестринском деле;
- самоуправления и консолидации сестринской профессии;
- развития международного сотрудничества.
Выделим основные события реформирования сестринского дела в России (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Основные события эпохи реформирования сестринского дела в России
|
Основополагающие события |
|
|
Открытие в Москве первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием |
|
|
Конференция по сестринскому делу в Туле |
|
|
Национальный сестринский семинар в Ростове-на-Дону |
|
|
Появление в номенклатуре образовательных специальностей в сфере здравоохранения специальности «сестринское дело» вместо «медсестринская» |
|
|
Конференция по сестринскому делу в Звенигороде |
|
|
I Европейская конференция по сестринскому делу (Вена) |
|
|
Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием (Тула) |
|
|
Открытие первого хосписа в России (С.-Петербург) |
|
|
Приказ Государственного комитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 «Об открытии специальности «сестринское дело» (в высшей школе) |
|
|
Открытие первых колледжей и первых факультетов ВСО (ММА им. И.И. Сеченова, Самарский государственный медицинский университет, Курский государственный медицинский университет...). Первые шаги по созданию многоуровневой системы подготовки сестринского персонала (базовый - повышенный - высший) |
|
|
Образование инициативной группы по созданию Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России |
|
|
Открытие Свято-Димитриевского училища сестер милосердия (Москва) |
|
|
Открытие факультета повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием при РМАПО |
|
|
Прекращение издания журнала «Медицинская сестра» |
|
|
Конференция по сестринскому делу в рамках международного проекта «Новые сестры для новой России» в Голицыне |
|
|
Основание журнала «Медицинская помощь» |
|
|
Принятие «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» |
|
|
Создание первого в стране экспериментального отделения сестринского ухода (мини-госпиталя) на базе Санкт-Петербургского медицинского центра им Л. Соколова (при ЦМСЧ-122) |
|
|
Регистрация Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России (МАМС) |
|
Основополагающие события |
|
|
Защита диссертации на соискание степени доктора медицинских наук Г.М. Перфильевой «Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз)» |
|
|
Создание сотрудничающего с ВОЗ Центра по сестринскому делу и акушерству на базе факультета высшего сестринского образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (директор - проф. Г.М. Перфильева) |
|
|
Выход первого номера журнала «Сестринское дело» |
|
|
Начало занятий по очно-заочной форме обучения стажированных медсестер на ФВСО (С.-Петербург, Самара, Оренбург) |
|
|
Всероссийская конференция по сестринскому делу «Проблемы и перспективы развития сестринского дела» (27-28 июня, С.-Петербург). На конференции принят в первом чтении разработанный МАМС «Этический кодекс медсестры России» |
|
|
Издание пакета учебных материалов по сестринскому делу в рамках проекта ВОЗ «LEMON» (Leaning Materials On Nursing ) |
|
|
Введение в действие Государственных образовательных стандартов по 10 медицинским специальностям |
|
Всероссийская конференция по сестринскому делу (26-28 мая, С.-Петербург). Принятие Этического кодекса медицинской сестры России. Создание постоянно действующего Комитета по этике при МАМС (председатель А.Я. Иванюшкин) |
|
|
Участие в XXI конгрессе МСМ (Ванкувер, Канада) двух российских медсестер в качестве гостей. Президентом МСМ избрана датская медсестра Кирстен Стал- кнехт |
|
|
Приказ Минздрава России от 24.07.97 г. № 217 «0 совершенствовании послевузовской подготовки медицинских и фармацевтических кадров в интернатуре» |
|
|
Открытие стационарного отделения Первого московского хосписа (18 сентября). С 1994 г. функционирует выездная служба |
|
|
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387 «0 мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» |
|
|
Открытие Центра медсестринских исследований на базе училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием при ЦМСЧ-122 (С.-Петербург, ноябрь) |
|
|
Приказ Минздрава России от 31.12.97 № 390 «0 мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» |
|
|
Принятие мировым сообществом программы «Здоровье для всех в XXI столетии» |
|
|
Всероссийская конференция по сестринскому делу (июнь, С.-Петербург) |
|
|
I Всероссийский съезд средних медицинских работников (3-5 ноября, С.-Петербург). Одобрен в основном проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ |
|
|
Возобновление издания журнала «Медицинская сестра» |
|
Основополагающие события |
|
|
Создание Американским Международным союзом здравоохранения Института лидерства для подготовки медсестер из стран СНГ и Центральной и Восточной Европы к роли международных лидеров |
|
|
Участие российских сестер в качестве гостей в международной конференции, посвященной 100-летию Международного Совета сестер |
|
|
Утверждение Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в РФ |
|
|
Создание Совета по сестринскому делу при Минздраве России. Появление в Минздраве РФ должности главного специалиста по сестринскому делу |
|
|
Приказ Минздрава РФ от 09.01.2001 № 4 «Об отраслевой Программе развития сестринского дела в России» |
|
|
Создание Межрегиональной общественной организации операционных медицинских сестер. Основная деятельность организации направлена на проведение межрегиональных и международных конференций, посвященных общим и отдельным проблемам деятельности операционных медицинских сестер |
|
|
Зарегистрирована общественная организация медицинских сестер республики Татарстан, которая на данный момент объединяет уже около 11 тысяч членов |
|
|
Принятие российских медсестер в члены Международного совета медсестер |
|
|
III Всероссийский съезд средних медицинских работников (15-16 октября, г. Екатеринбург). На нем была утвержден проект Программы развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 годы. |
|
|
Последний массовый набор студентов по специальности «Сестринское дело» в вузах России |
|
|
Создание Некоммерческого Партнерства «Ассоциация специалистов с высшим сестринским образованием» (НП «АСВСО»), |
|
|
Министерство образования и науки РФ утвердило и ввело в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГ0С ВП0) по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр») |
Открытие в 1979 г. первого в стране училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием, проведение в 1986-1988 гг. семинаров и конференций, начавшуюся с 1987 г. аттестацию средних медицинских работников можно считать отправными точками последующих изменений в сестринском деле и в сознании врачей и медсестер.
В 1988 г. в Вене была созвана I Европейская конференция по сестринскому делу, в итоговых документах которой отмечалась необходимость изменений в подготовке, практике и управлении сестринским обслуживанием.
В рамках принятых в Вене практических рекомендаций на 1988- 2000 гг. Европейское бюро ВОЗ выдвинуло и реализовало следующие приоритетные задачи: разработка учебных материалов по СПИДу для медсестер; создание, перевод, адаптация к местным условиям и распространение пакета учебных материалов по сестринскому делу (LEMON); развитие лидерства в сестринском деле; подготовка преподавателей и менеджеров; содействие созданию национальных планов развития сестринского дела и т.д.
В 1989 г Всесоюзное совещание специалистов со средним медицинским образованием обсудило место сестринского персонала в отечественной системе здравоохранения и приняло рекомендации по выполнению решений Венской конференции. Это положило начало процессу, который продолжается, несмотря на социально-политические катаклизмы.
Одним из самых значительных периодов в реформировании сестринского дела в России (см. табл. 7.1) можно считать 1993 г Летом 1993 г. в подмосковном Голицыне была проведена конференция по теории сестринского дела в рамках Международного проекта «Новые сестры для новой России», осуществляемого Межрегиональной ассоциацией медсестер России и « World Vision International» при финансовой поддержке Агентства Международного развития США (USAID).
На конференции была предпринята попытка понять смысл сестринского дела как профессии, его ценности, и дать определение таким категориям, как пациент, здоровье, окружающая среда и само сестринское дело. В обязательный минимум содержания профессиональных программ по специальностям среднего медицинского и фармацевтического персонала понятие философии сестринского дела было включено в 1997 г.
Философия сестринского дела в России определяет пациента как человека (индивида), который нуждается в сестринском уходе и получает его . В конце 1993 г. право пациента на получение сестринского ухода было законодательно закреплено Конституцией РФ, ст. 41-42 которой гарантируют гражданину охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из нее приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», которые определяют принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, порядок производства медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при оказании медицинской помощи.
В 1997 г. был принят Этический кодекс медицинской сестры России, определяющий важнейшие задачи профессиональной деятельности сестры, взаимоотношения сестры с пациентами, с коллегами, обществом. Впервые появился документ, касающийся непосредственно деятельности сестринского персонала. Впервые в документе, выделившем деятельность сестры из совокупной деятельности других специалистов государственной системы здравоохранения, появляется категория «права пациента», определяющая тем самым качественно новый субъект-субъектный уровень взаимоотношений в системе «медсестра-пациент». Подчеркивая «гуманистический человекоцентризм» профессии, Кодекс определяет этические нормы поведения медсестры как профессионально важные качества.
В принятой в том же 1997 г. «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ» нет, к сожалению, прямых указаний для сестринских служб, что говорит по-прежнему о недооценке возможностей сестринского персонала в реформировании отрасли, хотя состояние здравоохранения характеризуется как приближающееся ктой черте, «за которой следует распад всей системы здравоохранения» .
Однако уже Приказ Минздрава РФ от 31.12.97 №390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации» одну из ведущих ролей в реформе здравоохранения, обеспечении качества, доступности и эффективности системы здравоохранения, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводит специалистам со средним медицинским образованием. Поэтому с целью дальнейшего развития сестринского дела в России, упорядочения обязанностей, ответственности и функций специалистов со средним медицинским образованием было решено разработать Государственную программу развития сестринского дела в России. Также приказом утверждено «Положение о главном специалисте по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации» .
В 1998 г. состоялся Первый Всероссийский съезд средних медицинских работников, который одобрил проект Государственной программы развития сестринского дела в РФ. Основные задачи программы:
- создание оптимальных условий для развития сестринского дела;
- развитие новых организационных форм и технологий сестринской
- обеспечение качества сестринской помощи населению;
- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;
- обеспечение социальной защищенности персонала;
- совершенствование системы управления сестринскими службами;
- содействие в развитии профессиональных ассоциаций и привлечение их к реализации государственной политики в области развития сестринского дела в России .
В октябре 2004 г. состоялся Второй Всероссийский съезд средних медицинских работников «Качество сестринской помощи - стратегия здравоохранения XXI века», основной задачей которого явилось формирование конструктивных предложений по развитию сестринского дела, определению места и роли сестринского персонала в реформировании российского здравоохранения. В Постановлении съезда отмечена необходимость создания Концептуальной модели сестринского дела России, которая должна четко определить место медицинской сестры в системе здравоохранения.
Более подробно ознакомиться с деятельностью сестринского персонала можно на страницах журналов, выпускаемых в нашей стране: «Медицинская сестра», «Сестринское дело», «Вестник Ассоциации медсестер России», «Главная медицинская сестра», «Медицинская помощь», «Сестра милосердия», «Фельдшер и акушерка».
Приказом Минздрава РФ от 09.01.01 № 4 отраслевая Программа развития сестринского дела в РФ утверждена.












