Устройство смотровой ямы в гараже. Смотровая яма – создаем в гараже комфортные рабочие условия Заливаем яму в гараже своими руками
Смотровая яма повышает функциональные возможности гаража. Автовладелец может производить сложные виды ремонта, избегать лишнего похода в сервисный центр. Смотровая яма в гараже зачастую существенно экономит деньги и время. Обладая навыками, можно самостоятельно выполнить одну из наиболее регулярных процедур — слить и заменить масло.
Возводить конструкцию можно самостоятельно, в процессе постройки гаража и когда гараж уже построен.
Нужна ли яма в гараже, помимо ремонта? Разумеется. Ее можно использовать как небольшой склад — складывать туда вещи, которые занимают лишнее место в гараже.
Если придерживаться предписаний и технологий, данная конструкция будет безопасна и комфортна при использовании. Гараж со смотровой ямой значительно расширяет возможности автовладельца при выполнении самостоятельного ремонта.
Смотровая яма в гараже
— фото:
Конструкция и постройка
Смотровую яму можно возводить на любом этапе строительства гаража. Но лучшим решением будет спланировать строительство «с нуля» и закладывать фундамент для гаража с ямой. Иначе придется приложить больше сил и потратить большее количество времени.
Если вы только приступаете к строительству гаража, то настоятельно рекомендуется для повышения гидроизоляции сразу же создавать дренажную систему . Трубы соединяются с коллектором. С помощью этого количество влажности и испарений удастся сильно снизить и минимизировать вред автомобилю.
Чтобы узнать, какие есть требования к смотровым ямам в гараже, давайте разберем наиболее важные вопросы.
Размер смотровой ямы в гараже
Размер конструкции напрямую зависит от размеров автомобиля и водителя. Для расчетов необходимо узнать точную длину и ширину машины. Помимо этого, следует учитывать рост автовладельца.
Оптимальный размер смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля должен быть следующий: ширина около 80 сантиметров, глубина смотровой ямы в гараже должна быть на 10-20 сантиметров больше роста автовладельца. Это делается, чтобы обеспечить удобство при проведении ремонта — не приходилось сгибаться, без труда получалось дотягиваться до нужных частей автомобиля.
Длинна смотровой ямы должна быть приблизительно на метр больше длины вашей машины. Дополнительный метр нужны для создания лестницы, то есть входа/выхода.
Таким образом, размеры ямы в гараже для стандартного автомобиля:
- длинна — 5 метров;
- ширина — 80 сантиметров;
- высота/глубина — 2 метра.
Схема смотровой ямы
в гараже — ширина:
Гидроизоляция
В гараже смотровая яма нередко вызывает опасения у автовладельцев. Одним из них является влажность и ее потенциальный вред. В этом есть доля правды. Если яма под гаражом была плохо покрыта гидроизоляцией, влага может конденсироваться, образовывать испарения. В таком случае автомобиль подвергается опасности .
Постоянное нахождение над углублением, из которого поднимаются испарения, будет негативно влиять на металл. Процессы коррозии ускоряются, детали начинают ржаветь . Самым лучшим решением будет подобрать размеры гаража с ямой таким образом, чтобы было два места для вашей машины. Первое место — обычный грунт/пол гаража , второе — смотровая яма .
По необходимости автомобиль следует завозить на смотровую яму , производить ремонт. Остальное время машина стоит на грунте, и не может быть даже теоретически подвержена влиянию влажности. Но подобное не всегда удается осуществить. Гараж может быть попросту слишком мал для двух отдельных стоянок. В таком случае вопросом гидроизоляции придется заняться основательно.
Самое важное, что необходимо выяснить — на каком уровне залегают грунтовые воды . При высоких уровнях — 2.5 метра и меньше яму лучше не строить. Единственным возможным решением при таких уровнях грунтовых вод будет лежачая яма . Её глубина гораздо меньше, следовательно, влажность/испарения станут меньшей проблемой.
Помимо отделки специальными материалами для обеспечения гидроизоляции, следует дополнительно использовать щит
, которым закрывают яму, чтобы влажность не распространялась по помещению, и тем самым не наносила вред автомобилю.
Щит из дерева должен быть толщиной 30-50 миллиметров. Относительная тонкость объясняется тем, что щит не нагружается массой автомобиля. Его основная функция — защита помещения от влажности.
Еще одной полезной процедурой станет периодическое осушение гаража . Яму осушать лучше всего летом — для этого нужно ее открыть, если вы уехали на сутки или дольше.
Материалы и технология
Яму в гараже из кирпича и бетона, при желании можно отштукатурить или даже выложить плиткой. Перед этим стены покрывают глиной и застилают полиэтиленом. После покрытия монтируют опалубку, её толщина составляет 15 сантиметров.
Для гидроизоляции лучше брать качественный материал , так как конструкция подвергается постоянному воздействию влажности. Одним из стандартных решений является полимерная мембрана . Для однослойной мембраны толщина составляет 1.5-2 миллиметра, для двухслойной — около трёх миллиметров. Полимерные мембраны — это долговечный и стойкий материал, но достаточно дорогой.
Более дешевым вариантом является использование битумных материалов (рубероид, битумная смазка). Их срок службы не превышает двадцати лет, после этого гидроизоляция придет в негодность. Склеивать куски изоляции можно нагревом или же битумным растворителем.
Помимо гидроизоляции, можно использовать теплоизоляцию . Теплоизоляционный материал следует наклеивать на бетон/кирпич конструкции. Распространенным решением является пенополистирол .
При постройке необходимо позаботиться о страховой рейке . Страховая рейка блокирует попадание колес автомобиля в смотровую яму. Второй плюс — вода с колес собирается в углублении, и не попадает вниз. Выполнить рейку необходимо в виде буквы T, используя металл. Она должна быть выполнена прочно, выдерживать вес автомобиля.
Для создания удобства работы вы можете также встроить полки и выступы в стенах конструкции. В них можно складывать инструмент и прочие необходимые вещи.
Заключение
Как видите, смотровая яма избавит вас от лишних походов в сервисный центр. Главным условием является постройка с соблюдением норм и правил. Конструкцию можно возвести своими силами, даже если гараж уже построен. Особое внимание нужно уделять гидроизоляции и размерам.
Если грунтовые воды залегают слишком высоко (2.5 метра и выше), то строить яму не рекомендуется . Влажность будет слишком велика, и испарения, скорее всего, навредят автомобилю. Как обойтись без ямы в гараже? Возможным решением будет создание лежачей ямы . Тогда грунтовые воды не смогут вызывать коррозию металла.
Полезное видео
Смотрите видео о смотровой яме в гараже:
Смотровая яма в гараже выручает многих автолюбителей, с помощью ее можно осуществить мелкий ремонт и обслуживание, произвести детальный осмотр нижней части автомобиля, продиагностировать ходовую часть. Но чтобы правильно сделать яму, необходимо выполнить некоторые условия, соблюсти определенный порядок выполнения работ.
Если смотровую яму (СЯ) делать не по правилам, она будет неудобной в использовании, ее может затопить водой, и долго она вряд ли прослужит. В статье мы рассмотрим, каких критериев следует придерживаться при создании СЯ, порядок действий, необходимые материалы, инструмент, существующие технологии строительства.
С чего начинать делать смотровую яму
Любое строение всегда начинается с расчетов, прежде чем приступать к выкапыванию котлована, необходимо заранее определить:
- размеры;
- место, где будет находиться яма;
- используемые материалы (кирпич или бетон).
Следует сказать, что делать СЯ проще, когда нет гаража, и он только в проекте, особенно в тех случаях, когда грунтовые воды находятся на глубине выше под землей, чем 2,5 м, так как в этом случае требуются дренажные работы. Если же воды слишком высоко пролегают под готовым гаражом, возможно, от смотровой ямы придется отказаться, так как выполнить дренаж будет очень проблематично.
Итак, сначала определяемся с размерами:
- длина – обычно берется примерно на один метр больше, чем стандартный автомобиль. Если гараж предназначен для ремонта и обслуживания легковых машин, подразумевается типичный размер 4,5 м, значит, длина ямы должна быть примерно 5,5 метров;
- ширина – не должна быть слишком маленькой, необходимо, чтобы взрослый человек смог в СЯ размещаться комфортно, не может быть широкой, иначе не каждый легковой авто сможет заехать на яму без риска провалиться вниз, съехав с колеи. Обычно ширина берется 0,75-0,8 м, это самый типовой размер;
- глубина – рассчитывается с учетом роста взрослого мужчины (170-180 см) плюс запас для удобного совершения осмотра и ремонта (15-20 см), типичная глубина ямы — 1,85-2,00 м.
Вообще всегда строители стараются выкопать СЯ чуть глубже — уменьшить глубину достаточно легко с помощью подставок, прокладки дополнительного слоя материала на дне. А вот углубить яму сложно, так как приходится разрушать нижний слой, заново выкладывать пол, проводить гидро- и теплоизоляцию.
Своими руками можно сделать яму различной конструкции:
- обычную, с полом и укрепленными стенами;
- с нишами, в которых можно будет раскладывать инструмент, снятые с машины небольшие детали;
- с погребом для хозяйственных или бытовых нужд.
Котлован всегда выкапывается с запасом не только по глубине, но и по ширине и высоте, так как нужно рассчитывать, что все поверхности будут укрепляться бетоном или кирпичом, придется делать гидроизоляцию, в идеальном варианте неплохо бы предусмотреть и теплоизоляцию.
Как сделать пол в яме гаража
Сделав чертеж ямы, можно приступать к ее выкапыванию, но если в гараже уже выложен бетонный пол, его придется разрезать и частично убирать, для этого понадобится дисковая пила с дисками по камню, отбойный молоток, в крайнем случае, можно использовать перфоратор с зубилом. Размечается будущая яма мелом, для создания ровных линий используется уголок.
Выкапывая яму необходимого размера, используем строительный индикатор или отвес, необходимо, чтобы стены были ровными, а землю следует выносить сразу же за пределы гаража. Затем вплотную занимаемся полом в яме гаража, на дне создаем опору-подушку:
- выкладываем ровный слой щебня (приблизительно толщиной 5-10 см);
- трамбуем, насыпаем слой песка;
- сверху «слоеный пирог» покрываем глиной, прокладываем рубероид;
- для прочности размещаем сверху арматуру;
- заливаем полученную конструкцию бетонным раствором, даем ему высохнуть.
Бетон можно изготовить из различных компонентов и в разной пропорции, самый классический состав смеси – три части строительного песка и одна часть сухого цемента. Поверх бетона выкладывается слой гидроизоляции, здесь также возможны всякие варианты, есть несколько рецептов. После гидроизолирующего слоя будет не лишним позаботиться о теплоизоляции, обычно для этих целей используется листовой пенопласт. Затем вся конструкция повторно заливается бетоном (слой 15-20 мм), после укладки необходимо, чтобы раствор основательно просох.
Выкладка стен ямы
При формировании боковых поверхностей СЯ первым слоем на стены наносится глина, затем на ней закрепляется полиэтиленовая пленка, расстилается рубероид. Как и в варианте с полом здесь также предусматривается гидроизоляционное покрытие, материалом могут служить однослойные или многослойные полимерные пластины, битум, жидкая резина, минеральные смеси и так далее. Если нужна теплоизоляция, прокладываем пенопласт, важно при гидро- и теплоизоляции тщательно обработать все стыки и швы, необходимо обеспечить герметичность. При выкладке стен бетоном необходимо:
- изготовить опалубку, она выполняется из деревянных брусков, фанеры или обрезной доски;
- перед заливкой произвести армирование стальной сеткой с диаметром прутьев 10-12 мм;
- залить бетонный раствор, после его полного высыхания удалить опалубку;
- при необходимости сделать в стенах ниши.
Если в яме предусматривается освещение, необходимо позаботиться о прокладке внутренней проводки, провода должны быть спрятаны в гофру, и они обычно закрепляются на армированной сетке перед заливкой бетоном (например, пластиковыми стяжками). Раствор заливается не весь сразу, а в несколько этапов снизу вверх участками по 0,3-0,4 м, каждому слою необходимо дать время высохнуть (на бетонирование может уйти от двух до трех дней). Также стены можно выложить из кирпича, но здесь уже требуется несколько другая технология.
Как правильно выложить стены в яме из кирпича
Перед выкладкой стен кирпичом так же, как и при работе с бетоном, боковые поверхности сначала промазываются красной глиной, укладывается полиэтиленовая пленка, рубероид, гидро- и теплоизоляционный слой. Кладка выполняется с соблюдением следующих условий:
- кирпичи размещаются в шахматном порядке;
- кладка выполняется в один слой по ширине кирпича;
- швы тщательно затираются, а углы делаются в надежной связке;
- верхний кирпичный ряд должен выступать над поверхностью сооружения примерно на 5-10 см. Это делается для того, чтобы автомобиль не смог свалиться в яму, также чтобы в нее не соскальзывал инструмент.
При выкладке ямы из кирпича нужно не забывать про ниши, для удобства можно соорудить опалубку (но необязательно). Сразу после выполнения работ пользоваться ямой нельзя, необходимо подождать примерно пять дней, чтобы раствор хорошо схватился и просох, а кладка устоялась.
Как правильно сделать гидроизоляцию ямы в гараже
Гидроизоляционная защита – очень важная составляющая смотровой ямы, особенно в том случае, когда грунтовые воды достаточно высоко пролегают в земле. При высокой влажности:
- яма может папа подтапливаться водой;
- днище автомобиля, постоянно находящегося на СЯ, начинает ржаветь;
- при недостаточно качественной изоляции выкопанный котлован постепенно разрушается и приходит в негодность.
Чтобы смотровая яма могла служить долго, необходимо сделать гидроизоляцию яму в гараже очень качественно, использовать такие материалы, которые смогли бы обеспечить гидрозащиту на долгие годы. В качестве гидроизоляционных материалов обычно используются:
- различные виды рубероидов;
- битумная смесь (рассчитана на 10-15 лет службы постройки);
- полимерная пленка (геотекстиль, может служить не один десяток лет);
- сухие смеси минеральные, перед непосредственным использованием разводятся водой;
- жидкая резина на латексной основе, ее срок службы — от 20-ти лет и более;
- смесь нефтепродуктов с жидкой глиной (для первоначальной обработки стен и пола).
Если грунтовые воды проходят достаточно высоко, даже качественная гидроизоляция не гарантирует надежную защиту от влаги, здесь поможет только грамотно выполненная дренажная система с отводом воды в естественный или искусственный резервуар.
Сооружение ямы в гараже по всем правилам
Чтобы грамотно сделать яму по всем правилам, недостаточно только рытья котлована, укрепления стен и пола, также необходимо:
- установить естественную и принудительную вентиляцию;
- смонтировать электросветильники;
- соорудить укрытие (закладную раму), оно защитит от случайного падения в яму;
- продумать систему спуска (соорудить съемную лестницу или выложить в яме ступеньки).
Еще более «продвинутый» вариант — сделать погреб в смотровой яме, в этом случае в гараже можно будет хранить соленья на зиму, свежие овощи.
Как сделать овощную яму в гараже
Если в гараже уже есть смотровая яма, погреб делается отдельно, в другом конце помещения или рядом с ней, обычно он располагается на небольшом расстоянии от стены, примерно в полуметре, и в отличие от СЯ у него несколько другие размеры:
- длина – 2,5-3 м;
- ширина – 2-2.5 м;
- глубина – примерно 1,7 м.
Размеры погреба могут отличаться от вышеуказанных габаритов, все зависит от величины самого гаража. В этом строении обязательно должна быть предусмотрена герметичная крышка-люк, приставная лестница (лучше ее изготовить из дерева). В погребе следует предусмотреть:
- защиту от влаги;
- вентиляцию;
- засыпной пазух.
Электричеством и теплоизоляцией овощную яму дополняют по желанию, перед строительством важно предусмотреть два момента:
- нужно убедиться, что под будущим погребом не проходят силовые провода, нет водоканала или газопровода;
- грунтовые воды должны проходить ниже уровня фундамента предполагаемой овощной ямы.
Как и при создании СЯ для погреба также в первую очередь выкапываем котлован, затем:
- на дно посыпаем и утрамбовываем слой щебня, примерно 10-12 см;
- укладываем следующий слой – строительный песок (около 15 см), тщательная утрамбовка здесь тоже обязательна;
- заливаем дно ямы битумом или другим подобным составом, если необходима гидроизоляция, стелем рубероид (также можно использовать другой подобный материал);
- заливаем бетоном, для прочности конструкции его желательно армировать;
- даем бетонному раствору хорошо схватиться и высохнуть, затем укрепляем стены — заливаем бетоном или выкладываем кирпичом (последний вариант наиболее предпочтителен).
Стандартная толщина стен – в полтора кирпича, для прочности и лучшей гидроизоляции промазываем кладку битумным раствором. Стены ямы должны быть очень прочными, ведь автомобиль может размещаться в любом месте гаража, и нежелательно его оставлять на хранение на смотровой яме.
Потолок в погребе выполняется в виде свода, чтобы потолочные кирпичи удержать при строительстве, их выкладывают на дощатом шаблоне. Верхнюю часть погреба можно сделать из бетона, главное, чтобы она была прочной, а лаз обычно изготавливается посередине. В овощной яме потолок нередко утепляют, в качестве материалов используют пенопласт и керамзит, чтобы утеплительный слой закрепить, его заливают горячим битумом. Также для утепления используют стекловату, опилки с цементом, теплоизоляцию можно не применять в условиях мягкого и теплого климата.
В погребе необходимо сделать полки для съестных запасов, емкости для хранения овощей. Полки обычно изготавливаются из досок и брусьев, проветривание помещения в основном обеспечивается посредством естественной вентиляции. Принудительная вентиляция эффективнее обеспечивает циркуляцию воздуха, но и требует более значительных финансовых затрат. Обычно для принудительной вытяжки применяется электровентилятор, он монтируется непосредственно в вентиляционной трубе.
Теплоизоляция ямы
В условиях достаточно холодного климата теплоизоляция в гараже имеет немалое значение, добавление теплоизоляционного слоя позволяет сэкономить на отоплении, обеспечить более комфортную температуру в помещении. В качестве теплоизоляционного материала в основном используется экструдированный пенопласт, полистирол, также помогает сохранить тепло керамзитовая подушка.
Обычно пенопласт прокладывается сверху пароизоляционной пленки, затем заливается бетоном. Керамзит укладывается на дно смотровой ямы, исполняя роль не только утеплителя, но и стабилизатора пола строения.
Расположение погреба и ямы для автомобиля
Смотровая яма в гараже может иметь разное расположение, размещаться как по центру, так и ближе к краю. Нахождение по центру удобно в том случае, если гараж достаточно узкий, и в нем нет или минимум верстаков, столов, другой мебели, нет отдельной комнаты. Когда в гаражных условиях организована небольшая автомастерская, удобнее яму сдвинуть к одному краю, но так, чтобы на нее мог безопасно и свободно заехать автомобиль. Погреб может находиться в любом месте, разумеется, если в гараже нет смотровой ямы. Когда яма имеется в наличии, погреб желательно разместить в конце гаражного помещения, сзади СЯ.
Дренажная система гаража
Система отвода воды необходима в случае высокого уровня грунтовых вод, повышенной влажности грунта. Дренаж может быть выполнен по различной схеме, но существуют основные правила его построения:
- водоотводная траншея копается вглубь до уровня фундамента ямы;
- рвы должны располагаться за пределами гаража, где-то на расстоянии полуметра от строения по его периметру;
- для дренажа необходим водоотводный колодец;
- дренажные трубы представляют собой единую замкнутую систему с отводом воды.
Чтобы дренажная система не повредилась, снизу в траншее прокладывается песчано-гравийная подушка слоем примерно 10 см, затем трубопровод укрывается геотекстильной пленкой. Колодцем для дренажа может служить овраг, если рядом с гаражом нет естественных углублений, необходимо использовать любую подходящую емкость, соблюдая условия:
- располагаться колодец должен ниже, чем 20 см от уровня самой низкой точки трубопровода;
- к емкости обязательно подходит отводная труба дренажной системы;
- в качестве накопителя воды используется в основном пластиковая емкость, железный сосуд подвержен ржавлению, гораздо быстрее выйдет из строя и не сможет работать по своему назначению.
Сверху дренажных трубок также делается песчано-гравийная подушка, утрамбовывать грунт поверх дренажа следует аккуратно, стараясь не повредить трубопровод, вода от гаража должна отводиться на расстояние не менее 5-ти метров.
Освещение ямы
Светильники в смотровой яме обеспечивают комфортные условия работы, в качестве осветительных приборов обычно используются:
- стационарные светильники в плафонах, рассчитанные на напряжение 36 или 220 Вольт;
- переноска, лучше, если она будет с длинным проводом;
- маломощные 12-вольтовые лампы;
- светодиодные светильники;
- LED-светильники на аккумуляторах.
Осветительные 36-вольтовые приборы – самые популярные светильники для проведения авторемонтных работ, как правило, выполняются в водонепроницаемом корпусе, безопасны в применении. Достаточно часто устанавливаются в гараже и лампы 220 Вольт, так как они не требуют понижающего трансформатора, но здесь приходится позаботиться о надежном заземлении, и работать с такими лампами необходимо, соблюдая технику безопасности.
Аккумуляторные осветительные приборы довольно дорого стоят, сложны в ремонте, но иногда без них не обойтись, например, если в гараже нет стационарного питания. Как вариант можно наладить переноску, взяв напряжение 12 V от автомобильного аккумулятора, но в этом случае свет будет довольно тусклым.
Закрывание ямы
Крышка, закрывающая яму, может изготавливаться из различных материалов:
- сварных металлических прутков;
- обрезной доски;
- пластика.
Также она может быть изготовлена из комбинированных материалов. Два самых важных качества укрытия ямы – прочность и небольшая масса, конструкция должна легко отодвигаться и выдерживать вес человека. Если автомобиль часто или надолго оставляется на яме, целесообразно сделать плотную крышку, например, из доски/ брусков «сороковки», в этом случае влага практически не будет оседать на днище машины.
Деревянный щит следует зашкурить, пропитать лаком, а металл зашкурить и покрасить, такая рама будет служить долго, не заржавеет и не сгниет. Для удобства снятия и установки крышку следует дополнить одной или двумя ручками, можно в конструкции предусмотреть и откидной механизм.
Вентиляция ямы в гараже
Тип вентиляции во многом зависит от размеров гаража, для достаточно больших гаражных конструкций можно ограничиться естественной вентиляцией, для маленьких помещений необходимо принудительное вентилирование. Вытяжное отверстие практически всегда выполняется сверху, у потолка, в помещении закрывается металлической или пластиковой решеткой, приточная вентиляция устанавливается внизу, не выше, чем 0,5 м от пола.
Вытяжное отверстие естественной вентиляции стараются проделывать с подветренной стороны, обычно оно снаружи защищено от дождя и снега гаражной крышей. Питание для электровентилятора берется от местной электросети или аккумулятора, направление движения лопастей подбирается опытным путем.
Инструменты для создания ямы
Количество используемых инструментов при выкапывании смотровой ямы зависит от сложности монтажа, как минимум понадобится:
- рулетка для измерения;
- мел для разметки;
- штыковые/ совковые лопаты;
- емкости для разведения растворов (ведра, бочки);
- строительный уровень или отвес;
- кирка;
- электродрель;
- молоток;
- большая линейка, измерительный уголок;
- материалы для обработки поверхностей – наждачная бумага, терки и т. п.
Если потребуется разогревать битум, будет нужна газовая горелка, приготавливать цементный раствор проще и быстрее с помощью бетономешалки. Также дополнительно чаще всего требуется:
- сварочный аппарат;
- углошлифовальная машинка;
- нож или ножницы для резки материалов;
- валик для укладки битума.
Если придется демонтировать бетонный пол, не обойтись без бетонореза, отбойного молотка или мощного перфоратора. При разрезке бетонной плиты следует учитывать, что под слоем бетона расположена стальная арматура (на глубине примерно 50-100 мм), ее придется разрезать дисковой пилой.
Используемые материалы
Практически для любой нормально оборудуемой смотровой ямы потребуется бетон, он может представлять собой:
- цементно-песчаный раствор в пропорции цемент/ песок 1:3 или 1:4;
- смесь цемента, строительного песка и щебня в соотношении 1/3/4,5 (черновой бетон).
Также для изготовления стен и пола будут нужны:
- щебень, гравий;
- керамзит;
- жидкая глина;
- гидроизоляционные материалы (рубероид, битумная мастика и смола);
- пароизоляционная пленка;
- стальной уголок/ швеллер;
- доски и деревянные брусья;
- теплоизоляционные материалы (пенопласт, полипропилен, стекловата и т. д.);
- стальные прутья или готовая армированная решетка;
- гвозди;
- кирпич (в случае использования кирпичной кладки).
Если предусматривается дренажная система, понадобятся трубы ПВХ, соединительные части, возможно, емкость для смотрового колодца. Для придания эстетичного внешнего вида смотровую яму снаружи можно декорировать кафельной плиткой или другими материалами для декоративной отделки.
Срок службы СЯ в немалой степени зависит от качества используемых материалов, аккуратности работников, тщательности проведения гидроизоляции, соблюдения всех правил строительства. Добротно выполненная смотровая яма прослужит не один десяток лет, будет весьма полезна при проведении ремонта, обслуживании автомобиля, например, с помощью ее очень удобно менять масло в двигателе, КПП, ремонтировать ходовую часть.
То, что полноценный гараж должен оборудоваться смотровой ямой, используемой для периодического осмотра и ремонта автомобиля, не вызывает ни у кого сомнений. Яму для осмотра днища автомобиля имеет смысл делать даже в том случае, когда его хозяин не владеет навыками самостоятельного обслуживания принадлежащей ему техники. Что же касается водителей со стажем, то последние без всяких сомнений от наличия ямы только выигрывают. И действительно, в случае самостоятельного обслуживания автомобиля они получают довольно существенные преимущества, заключающиеся в следующем:
- заметно снижаются производственные расходы, связанные с ремонтом машины;
- исполнитель, как правило, получает моральное удовлетворение от проделанной своими руками работы.
Кроме того, в капитальном гараже смотровая яма очень удобна тем, что через неё можно будет организовать доступ в погреб .
Аргументы «за» и «против» смотровой ямы
И, тем не менее, перед тем как делать смотровую яму в гараже вам следует ознакомиться как с доводами в пользу её обустройства, так и с аргументами против этого. За её обустройство говорят следующие весомые аргументы:
- возможность проведения периодических профилактических осмотров ходовой части автомобиля и выявление возможных технических неисправностей;
- заметная экономия средств, затрачиваемых на текущий ремонт машины за счёт выполнения его собственными силами;
- исключение из процесса возможных затрат, связанных с недостатками обслуживания в автосервисе.
Обратите внимание! К аргументам против смотровой ямы следует отнести вероятность подтапливания гаража, а также опасность появления конденсата на её стенках и на автомобиле.
В случае недостаточной проработки проекта смотровой ямы, не учитывающего особенностей грунта в месте её расположения (в частности – предполагаемого уровня почвенных вод) проблемы с её эксплуатацией вам гарантированы. Единственным выходом из подобной ситуации является использование специальной дренажной системы, способной отводить подземные воды со дна ниши.
Что касается конденсата, образующегося на днище автомобиля, постоянно находящегося в гараже, то этот недостаток устраняется путём перекрытия смотровой ниши многосекционной крышкой.
Из всего вышесказанного следует, что при обустройстве смотровой ямы своими руками, особое внимание необходимо уделять действующим строительным нормативам, регламентирующим порядок сооружения этого элемента гаражной архитектуры с учётом его основных характеристик.
Габариты смотровой ниши
Для эффективного использования площадей, выделенных под гаражную застройку, желательно ещё на стадии проектирования проработать вопрос зонирования участка, предполагающего его оптимальную разбивку в пределах периметра строения.
Вполне логично, что при проведении этих работ пристальное внимание должно уделяться рабочей зоне с расположенной в её пределах смотровой ямой. Кроме того (при условии, что площадь строения достаточно велика), необходимо заложить в проект и зону стоянки, находящуюся в стороне от смотровой ниши. Это позволит вам уберечь свой автомобиль от накапливания конденсата, способного оказать разрушающее воздействие на его днище.
При выборе линейных размеров будущей смотровой ниши следует исходить в первую очередь из габаритов самого автомобиля, а также из соображений удобства работы в ней, т.е. учитывать физические данные работающих в яме людей).
Обратите внимание! При подготовке котлована под смотровую яму его длина выбирается с небольшим запасом, необходимым для обустройства нескольких спусковых ступенек. В гаражных помещениях большого размера ступеньки могут быть стационарными, тогда как в небольших по площади гаражах используется более экономичный вариант – так называемая приставная лестница . Для безопасного спуска в яму длина проекции лестницы на дно котлована не должна быть менее 1 метра.
Для определения ширины котлована следует исходить из параметров колесной базы автомобиля с учётом возможных модификаций. В том случае, если вы ещё не определились с моделью машины – выбирайте усреднённое значение этого габарита (порядка 75-80 см).
Глубина ямы выбирается с учётом индивидуальных особенностей владельца, что позволяет создать достаточно комфортные условия работы в ней. При этом оптимальное значение этого параметра устанавливается по формуле: рост человека +12-15 см.
Дополнительные требования к габаритам
При проведении ремонтных работ в смотровой яме непременно потребуется набор инструментов, при доступе к которому не должно возникать каких–либо затруднений. Вот почему в смотровой яме должны быть предусмотрены специальные ниши, в которых можно будет хранить самый востребованный инструмент, а также часть подсобного инвентаря, используемого при обслуживании автомобиля (ёмкости с ГСМ, ветошь и т.п.)
Кроме того, желательно предусмотреть многосекционную «крышку» для ямы, которая позволяла бы закрывать её по мере необходимости. В качестве такой крышки допускается использовать сборные щиты из обрезной доски, изготовленные по размеру ямы с небольшим напуском.
Обустройство дна и стен котлована
Окончательные размеры подготавливаемого котлована определяются с учётом толщины стенок и импровизированного пола будущей ямы, состоящего из чередующихся слоёв хорошо утрамбованных песка и гравия.
Если грунт в месте расположения ямы имеет высокую влажность – поверх слоя песка укладывается толстая прослойка из глины, которая засыпается затем гравием. При этом слой глины играет роль гидроизоляции, защищающей нишу от влажных испарений. В связи с этим следует отметить, что неплохими гидроизоляционными показателями обладает глина, смешанная с отходами переработки нефтяного масла. Поверх глины застилается полиэтиленовая пленка, и лишь после этого заливается бетонный раствор.
Стенки ямы перед заливкой бетона также отделываются глиной с последующим закреплением на ней полиэтиленовой плёнки. Затем вдоль всего периметра ямы сооружается опалубка сборного типа, набирающаяся из готовых щитов или сколачиваемая из обрезных досок. Для повышения надёжности конструкции при изготовлении опалубки обязательно используются дополнительные распорки и подкосины. С целью повышения прочности бетонных простенков при их заливке нередко используются специальные армирующие элементы (сетку-рабицу, например).
После того как опалубка готова, всё свободное пространство за ней заполняется приготовленным ранее бетонным раствором с заполнителем. В процессе заливки готовый раствор основательно уплотняется с помощью специальной «трамбовки».
Обратите внимание! Наиболее удобным способом обустройства стенок считается использование при их монтаже заранее сваренного металлического каркаса или рамы. Такое каркасное основание может быть изготовлено из металлических уголков или швеллеров самостоятельно; причём фиксация его в опалубке производится с помощью специальных элементов крепления (анкеров).
Верхний срез каркаса должен несколько возвышаться над уровнем пола , что обеспечивает надёжную защиту от случайного попадания колес машины в створ смотровой ямы. Снимать опалубку следует не ранее, чем через пару недель, после чего стены должны «отстояться» ещё как минимум месяц, что позволит бетону набрать необходимую прочность.
Возможен ещё один способ отделки смотровой ямы, состоящий в выкладывании её стенок из обычного кирпича. Но если по какой-то причине все перечисленные способы отделки стен вам не подходят – можете выбрать самый дешёвый вариант, состоящий в застилке дна и стенок ямы рубероидом и с последующей обшивкой всей поверхности промасленными досками (как вариант – обычными плоскими шиферными листами).
Гидроизоляция
Перед тем как построить смотровую яму вас необходимо будет определиться с гидроизоляционным материалом, выбор которого на современном рынке достаточно велик. При этом среди бесконечного ряда изолирующих материалов особо выделяются следующие позиции:
- гидроизоляция проникающего типа;
- гидроизоляционная защита, выполненная на основе полимерных мембран;
- битумная гидроизоляция.
Проникающая гидроизоляция продаётся в виде жидкой смазки, которую допускается наносить даже на увлажненную поверхность. Ее защитная функция состоит в глубоком проникновении в материал бетонной (кирпичной) отделки и блокировании процесса образования влаги.
Мембранный метод гидроизоляции поверхностей и ограждений применяется только при проведении внутренних отделочных работ и считается наиболее оптимальным. Правда, решение о применении этого метода следует принимать лишь после того, как вы оцените связанные с его реализацией затраты.
Дело в том, что нанесение защитного слоя мембранного типа возможно лишь при наличии специальных распылительных приборов, стоимость которых, как правило, достаточно велика. Помимо этого, ещё до работы с этими приборами вам необходимо будет освоить приёмы спайки отдельных участков мембранного покрытия. В том случае, если всё эти условия для вас выполнимы – вы получите идеальную гидроизоляцию, срок службы которой практически не имеет ограничений.
Гидроизоляция смотровой ямы на основе битумных рулонных материалов (рубемаст, рубероид и т.п.) является самым дешёвым способом защиты поверхностей сооружений от проникающей влаги. В процессе монтажа материалов рулонного типа на защищаемую поверхность отдельные заготовки необходимо укладывать с небольшим перекрытием порядка 15 см.
При этом стыки смежных рулонных листов должны пропаиваться посредством специальных нагревательных приспособлений или же склеиваться при помощи готовых к использованию составов.
Утепление ямы
Понятно, что необходимым условием эффективности производимых в смотровой яме работ является поддержание в ней комфортной температуры. Вот почему перед тем, как делать смотровую яму в гараже, вам следует основательно проработать вопрос о её утеплении. Помимо всего прочего, надёжная теплоизоляция позволит вам сэкономить на электроэнергии, расходуемой на обогрев всего гаража в целом.
Большинство специалистов считает, что самым подходящим для утепления ямы материалом с неплохим соотношением цены и качества является хорошо известный нам пенополистирол. Тем более что он обладает рядом достоинств, присущих большинству используемых в строительстве полимеров:
- высокая устойчивость к гниению;
- хорошая водонепроницаемость;
- возможность надёжного сцепления с кирпичными или бетонными основаниями.
Для утепления стен подойдёт синтетический материал типа ПСБ-С-25, а для пола обычно используется полистирол марки ПСБ-С-35 толщиной 50 мм. Поверх утеплителя стены и пол можно отделать керамической плиткой, материал которой отличается устойчивостью к воздействию реактивов и влаги.
Освещение и вентиляция
При изготовлении смотровой ямы своими руками обязательно следует побеспокоиться о том, чтобы в ней имелось электрическое освещение , без которого ремонтные работы под днищем автомобиля просто невозможны.
Необходимая освещённость в месте проведения работ должна обеспечиваться специальными переносными светильниками, питающимися от трансформатора с выходным напряжением не более 36 В. При этом строительные нормы не предполагают установку каких-либо розеток в пределах смотровой зоны, что является грубейшим нарушением требований ТБ.
Повысить комфортность условий пребывания в смотровой яме можно будет за счёт обустройства в ней простейшей вентиляционной системы, состоящей из гибкого шланга, подающего в зону работ свежий воздух.
Видео
Смотровая яма в гараже из кирпича возводится довольно просто и служит незаменимым помощником для владельцев автотранспорта при осмотре и ремонте машины.
Для тех, кто умеет и любит ремонтировать, устранять мелкие неисправности в машине самостоятельно, смотровая яма просто необходима.
Сегодня хорошо развита сеть автомастерских и центров по обслуживанию и ремонту автомобилей. Тем не менее, многие водители получают даже удовольствие от того, что могут сами найти и устранить неполадки в своем авто, это своего рода разрядка от основной трудовой деятельности.
Кроме того, это еще и моральное удовлетворение, что сами подготовили свой автомобиль к техосмотру плюс сэкономили определенную сумму своего бюджета. Зачастую такие умельцы помогают в ремонте и своим друзьям.
Смотровые ямы устраиваются также в гаражах для обслуживания крупной автомобильной техники – грузовых авто, автобусов и прочего автотранспорта. Предлагаю рассмотреть вопрос о том, как строится смотровая яма в гараже из кирпича для вашего легкового автомобиля.
Подготовительные работы
Вначале необходимо выяснить то, на какую отметку возможен подъем грунтовых вод. Не во всех населенных пунктах есть геологическая служба, где производят геологические изыскания грунтов (и определяют уровень грунтовых вод).

Это возможно определить и самому. Для этого сделайте шурф на глубину 2-2,5 м и проследите за уровнем подъема воды. Если прогноз неблагоприятный и вода залегает близко к отметке поверхности земли, то смотровую яму лучше не делать.
Если выбора нет и участок уже выделен, то выполняют дренаж подпочвенных вод (водоотвод), но мероприятие это затратное и сложное, связанное со строительством дренажного колодца за пределами гаража. Будем исходить из того, что прогноз благоприятный.
Определяем размеры ямы
Длину
рассчитываем исходя из габаритов вашего автомобиля. Это в среднем 4-5 метра и для спуска в нее добавляем еще метр. При такой длине вам не нужно будет при ремонте постоянно передвигать автомобиль.
Ширина
– основным лимитирующим размером здесь является расстояние между автомобильными колесами. Наиболее приемлемый размер – 75 – 80 см, который подходит для всех типов легковых автомобилей.
Глубина выбирается индивидуально под свой рост. Ваш рост плюс 15см вполне достаточно для вас, а если помощником будет ваш друг, выше вас по росту, то лучше сразу выполнить яму плюс 30см к своему росту. Себе можете смастерить деревянную подставку под ноги.
Яму можно строить двумя методами:
- Параллельно с возведением ленточного фундамента и цоколя. В этом случае котлован может выкопать экскаватор.
- После возведения коробки. В этом случае копать придется вручную.
Грунт от разработки будет использоваться на обратную засыпку пазух и подсыпку под полы, так как пол гаража по отметке должен быть выше, чем отметка дороги, куда выезжает автомобиль.
Технология устройства смотровой ямы из кирпича
Мы определились с размерами смотровой ямы в чистоте. Но при устройстве котлована следует учесть:
- толщину будущих стен из кирпича (250мм — в один кирпич);
- слой выравнивающей подготовки из песка, щебня, гравия толщиной 50-100мм;
- толщину днища из бетона марки 150 – 200 равную 100мм.

Осуществляем отрывку котлована, зачищаем дно и приступаем к устройству днища. Спускаться в яму можете по приставной стремянке.
Делаем выравнивающую подготовку и приступаем к устройству горизонтальной гидроизоляции днища из рулонных материалов – изола, рубероида и прочих пленочных материалов.
При этом следует учесть, что края изолирующего материала надо вывести на 50см за границы днища, чтобы затем завернуть их и наклеить на наружную поверхность будущих кирпичных стен ямы.
Подошло время бетонирования днища. Производим его шириной равной ширине ямы 75 – 80см плюс толщина двух кирпичных стенок (50см) плюс запас на «туда – сюда» (5-10см). Итого ширина плиты получается 1,4м. Аналогично просчитайте длину плиты днища.
Армировать ли днище? Если вы применяете бетонную смесь М-150, 200, выдерживая толщину 80 – 100мм, то можно обойтись без арматуры. Бетон должен схватиться до первоначальной прочности, – в нашем случае отводим на это срок в 3-4 дня.
Начинаем кирпичную кладку, которую опираем на бетонную плиту. Кладку кладем под расшивку швов либо штукатурку. С наружной стороны стены ямы следует оштукатурить, чтобы можно было качественно выполнить вертикальную гидроизоляцию.
Штукатурку осуществляем параллельно с кладкой, то есть, выложив 4 – 5 рядов по высоте стенки, тут же оштукатуриваем ее снаружи.
Выполняем наружную обмазочную гидроизоляцию – горячим битумом, битумной мастикой, аналогичными материалами в два слоя. Гидроизоляция нужна, чтобы стенки ямы не «тянули» влагу из земли и не создавали сырость внутри нее.
Выполнив стенки ямы и их гидроизоляцию нужно произвести обратную засыпку пазух с послойным трамбованием грунта через 15 – 20см. Идеально, если это будет глина, так как уплотненная глина создает «глиняный замок», препятствующий проникновению воды через нее.
Устройство ниш
Очень удобно если смотровая яма в гараже из кирпича обустроена по длинной стороне нишами – для размещения электрического светильника, выключателя, розетки.
К этой нише следует подвести кабель с напряжением 36вольт, используемый в подвальных и сырых помещениях одетый в резиновый шланг либо в гофрированном (лучше стальном) варианте.
Другую нишу – для размещения инструментов необходимых при работе. Размещают ниши на высоте 0,9 – 1,2 м от уровня пола ямы.
Размеры ниш можно выдержать в мм:
- по глубине 120
- длина в пределах 500 – 750
- высота 250-300
После укладки последнего верхнего ряда кирпичей на них устанавливается металлическая обрамляющая проем рамка из уголка № 45-50.
Для надежной фиксации рамки к внешней боковой ее стороне привариваются анкерные выпуски из арматуры диаметром 6-10мм через 25-30см, которые после бетонирования пола гаража входят в тело бетона.
Уголки свариваются таким образом, чтобы в рамку по короткой стороне можно было устанавливать доски толщиной 40-50мм, которыми перекрывают яму в тех случаях, когда ею не пользуются.
Доски можно сбить в щиты, но не слишком тяжелые. Их нужно антисептировать и покрасить, чтобы продлить срок эксплуатации. Металлические детали (рамки, лестницы и прочее) тоже необходимо окрасить.

Чтобы смотровая яма в гараже из кирпича была безопасной для заезда, устанавливают, так называемые, колесоотбойники, которые не позволяют случайно съехать колесам автомобиля в яму.
Это металлическое обрамление вокруг ямы из металлического профиля (трубы, швеллера, уголка), которое несколько возвышается над отметкой пола и представляет собой барьер, огораживающий проем смотровой ямы.
Смотровую яму рекомендуется держать закрытой (кроме случаев ее использования), так как в ней образуется конденсат, который может способствовать коррозии днища и металлических узлов машины. Просушивайте яму в жаркую погоду, когда вы выезжаете из гаража.
Это, пожалуй, основные моменты, которые следует учесть при строительстве смотровой ямы. Еще раз подумайте и взвесьте целесообразность устройства ямы при строительстве своего гаража.
Казалось бы, соорудить смотровую яму +в гараже - проще простого. Однако данное мероприятие сопряжено с массой различного рода тонкостей, незнание которых зачастую приводит к плачевным последствиям, например, коррозии днища автомобиля. Чтобы избежать неприятных сюрпризов стоит очень тщательно подойти как к этапу планирования, подготовительным работам, так и к непосредственному строительству.
Планирование смотровой ямы
Как это не выглядит странным, но перед постройкой смотровой ямы необходимо продумать ряд деталей, оказывающих значительное влияние на комфортабельность условий проведения осмотра или ремонта автомобиля.
размеры ямы
Смотровая яма, размеры которой не позволяют выпрямиться во весь рост или свободно передвигаться даже при проведении осмотра автомобиля - не имеет никакой ценности, поскольку ремонтные работы могут длиться довольно продолжительное время, а отсутствие минимально необходимого комфорта повлечет частые перерывы для отдыха, либо обращение в автосервис. Исходя из этого, габариты ямы должны соответствовать следующим параметрам:
- Глубина смотровой ямы складывается из роста автовладельца + 15-20 см;
- Ширина - зависит от марки автомобиля, поэтому для ее определения необходимо измерить расстояние между передними, либо задними колесами. При этом ширина ямы должна быть чуть меньше полученного значения, чтобы безопасно заезжать на яму, не боясь в нее провалиться. К тому же, не стоит откидывать факт возможной смены машины на другую модель. Исходя из данных соображений, оптимальная ширина смотровой ямы составляет 70-75 см;
- Длина - рассчитывается из длины автомобиля + 1 м для свободного спуска в яму и подъема из нее. При этом делать длину ямы менее 2 м не стоит.
При строительстве ямы полученные данные необходимо увеличить на величину припусков, включающих ширину гидроизоляционного и теплоизоляционного слоя, а также толщину бетонного слоя или кирпичной кладки. В среднем, величина припуска варьируется в пределах 20-30 см.
гидроизоляция
Многообразие гидроизоляционных материалов отличается как способом укладки, эксплуатационным периодом, так и стоимостью. К тому же, толщина различного вида гидроизоляции неодинакова, поэтому выбирать гидроизоляционный материал необходимо на стадии планирования, чтобы оставить необходимый припуск при определении размеров котлована.
В качестве гидроизоляции для смотровой ямы можно использовать следующие материалы:
- Битумные, представленные рубероидом, еврорубероидом, рубемастом и др. В данном случае укладка материала осуществляется на битумную мастику в 2 слоя. При этом стыки перекрываются внахлест на 20-25 см и проклеиваются посредством горячего битума. Эксплуатационный срок этой категории гидроизоляции составляет 10-15 лет;
- Полимерные однослойные или многослойные мембраны обладают более длительным эксплуатационным сроком, превышающим 50 лет. Укладка мембран требует наличия армированного каркаса с ячейками 10х10см, покрытого геотекстилем. При этом мембраны укладываются внахлест на 10 см, если имеется самоклеющаяся основа, либо на 30 см при ее отсутствии. Образовавшиеся стыки подлежат обязательному склеиванию с помощью специального оборудования. Относительно недавно на рынке появились полимерные геомембраны, уже включающие геотекстильный слой;
- Проникающие составы представлены сухими смесями, разводимыми водой перед непосредственным использованием. Они наносятся поверх бетонного слоя, проникая вглубь его структуры и блокируя просачивание воды на поверхность. Однако данный способ чаще используется в качестве дополнительного гидроизоляционного слоя;
- Смесь жирной глины в сочетании с отходами нефтепереработки в качестве самостоятельного гидроизолятора используется довольно редко на фоне современных материалов, значительно превосходящих смесь глины как по эксплуатационному периоду, так и по степени герметичности. Однако в комбинации с другими видами гидроизоляции встречается частенько.
теплоизоляция
Для утепления смотровой ямы идеальным теплоизолятором выступает полистирол, поскольку обладает отличными теплоизоляционными характеристиками и минимальным показателем водопоглощения. При этом влажные условия никаким образом не сказываются на снижении уровня теплоизоляционных свойств.
ниши в стене ямы
Осмотр и тем более ремонт автомобиля сопровождается использованием различного вида инструментов. Чтобы каждый раз не подниматься за потребовавшимся приспособлением в помещение гаража или не спотыкаться об раскиданные на дне ямы инструменты по всему периметру ямы или в некоторых местах можно обустроить ниши различного размера, где будут располагаться необходимые для осуществления ремонта приспособления и детали. Таким образом, наличие ниш способствует быстроте и удобству проведения ремонтных работ.
освещение
Если для освещения будет использоваться переносная лампа, то планирование в этом случае отпадает. Однако освещение смотровой ямы стационарными осветительными приборами требует подведения в яму проводов и наличие углубления в стене для установки розетки, поэтому здесь стоит определиться с расположением светового прибора и источника его питания.
вентиляция
Даже отапливаемый гараж не спасет смотровую яму от конденсата. Кроме создания в яме определенного микроклимата, вентиляция способствует притоку свежего воздуха и оттоку эфирных масел и прочей химии, используемой при ремонте автомобиля. Самый простой способ соорудить вентиляцию смотровой ямы, вывести из нее небольшого диаметра гибкий воздуховод на высоту 25-30 см от пола гаража. При этом выведенный конец вентиляции необходимо закрыть сеткой и крышкой во избежание попадания в него различного мусора.
Исходя из вышеизложенного, предварительный учет даже мельчайших деталей позволит значительно сэкономить время и финансовые ресурсы.
Технология строительства смотровой ямы
После того, как детали будущего сооружения продуманы и приобретены необходимые материалы, можно переходить к осуществлению плана, соблюдая следующий порядок работ.
подготовка котлована
- Отмечаем на поверхности пола или земли участок, предназначенный для смотровой ямы.
- Вынимаем на необходимую глубину грунт и выравниваем дно ямы по уровню.
- В стене или по периметру стен вынимаем землю для ниш.
- Утрамбовываем дно котлована.
обустройство пола
- На земляной грунт укладываем слой щебня, составляющий 10 см, и уплотняем его.
- Поверх щебня засыпаем слой песка в 5 см и также утрамбовываем.
- Наносим жирную глину толщиной 20-30 см.
- Укладываем армированную сетку.
- Замешиваем бетонный раствор из песка с цементом, соблюдая пропорцию 3:1 и заливаем пол толщиной 6-7 см.
- После отвердевания бетона наносим слой битумной мастики и укладываем рубероид, не забыв проклеить стыки горячим битумом.
- Укладываем слой пенопласта.
- Заливаем бетонным раствором толщиной 10-15 см и даем полностью просохнуть.
обустройство стен
- Стены обмазываем жирной глиной и закрываем полиэтиленом.
- Сверху пленки накладываем рубероид и горячим битумом проклеиваем его стыки.
- Крепим на стены пенопласт посредством клеящего состава.
- Возводим опалубку из досок или фанеры на расстоянии 6-7 см от стены.
- Армируем стены по периметру.
- Заливаем стены бетонным раствором постепенно, ежедневно заливая смесь на высоту 15-20 см.
- После полного отвердевания бетона опалубку убираем.
устройство ниш
Верх, низ и стенки ниш армируем проволокой и обмазываем глиной, после высыхания которой ниши можно облицевать кирпичом или керамической плиткой.
безопасность
Делаем смотровую яму защищенной от случайного наезда машины, устанавливая Т-образную железную рейку на уровне основного пола гаража. Кроме того, данная рейка послужит каркасом при накрытии ямы в период простоя отдельными досками или из досок сразу можно сколотить крышку.
Итак, смотровая яма +своими руками готова. Осталось только устроить вентиляцию, провести свет и спустить в яму лестницу. К тому же, через месяц после последней заливки бетона можно будет облицевать смотровую яму керамической плиткой, кирпичом, либо другим отделочным материалом.