Сергей есенин годы. Сергей есенин биография кратко. Последние годы творчества Есенина

Русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916, "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919 — 23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924, поэме "Черный человек" (1925. В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) С. Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.

Биография

Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года.

С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам пришел к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрылили молодого поэта. Его талант признали Городецкий и Клюев, с которыми его познакомил Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен. В этом же году Есенин примкнул к группе "крестьянских" поэтов (Н. Клюев, С. Городецкий и др.). В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница", затем — "Голубень", "Русь", "Микола", "Марфа Посадница" и др. (1914 — 17).

В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине. Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1918 — 1921 много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США.

В 1924 — 1925 появились такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; особое место занимают "Персидские мотивы".

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создал трагическую поэму "Черный человек".

М. Горький написал о Есенине: "...не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком". Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо , от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою ,
Легкодумна вспыльчивая связь , -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь , спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"
Я отвечу: "Добры вечер, miss".

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянки и приказчика. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.

Писать стихи начал во второклассной учительской школе в Спас-Клепиках, куда поступил после окончания четырехклассного училища в Константинове в сентябре 1909 года . Первые поэтические опыты окрашены влиянием С.Я. Надсона. С конца июля 1912 по март 1915 гг . жил в Москве, где с сентября 1913 и до начала 1915 был слушателем историко-философского цикла академического отделения Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. Перепробовав множество стилистических манер, к концу московского периода приобрел собственный поэтический стиль, сочетая народную «крестьянскую» образность в духе А.В. Кольцова с достижениями русского символизма (прежде всего А.А. Блока). Также испытал значительное влияние А.А. Фета, ощутимое в первом опубликованном стихотворении «Берёза» (в январском номере московского детского журнала «Мирок» за 1914 , под псевдонимом Аристон).

В начале марта 1915 года Есенин приехал в Петроград. Общение с А. Блоком, С.М. Городецким, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским, Д.В. Философовым убедило Есенина в необходимости обогатить свою лирику религиозными мотивами, востребованными русским модернизмом. В стихах его первой книги «Радуница» (1916 ) преобладает своеобразный пантеизм (изящно и ненавязчиво введенные в текст параллели между природой и храмом), стиль отличается скупо отобранными диалектизмами. Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками.

Важной вехой в поэтической биографии Есенина стала его переписка, а затем и встреча (в октябре 1915 ) с Н.А. Клюевым, взявшим на себя роль учителя и опекуна молодого поэта: в 1915-1917 гг . его влияние проявилось и в стихах, и во внешнем облике Есенина, стилизованного под сказочного Ивана-царевича.

Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Есенин воспринял с воодушевлением. В получившей скандальную известность поэме «Преображение» (декабрь 1917 ) он, резко изменив манеру, вольно или невольно переложил на язык ветхозаветных сказаний лозунги Интернационала. О смене своих мировоззренческих приоритетов Есенин громко заявил в поэме «Инония» (1918 ) с её ключевым образом отвергаемого Причастия. В 1917-1918 гг . Есенин был тесно связан с группой «Скифы» Р.В. Иванова-Разумника, главным поэтическим авторитетом для Есенина стал Андрей Белый. Поэтические достижения Есенина этого периода отразила не столько его вторая книга «Голубень», изданная в Петрограде (1918 ), куда были включены стихи 1916-1917 гг ., сколько серия московских сборников, вышедших в 1918-1920 гг . («Преображение», «Сельский часослов», второе издание «Радуницы», все 1918, и др.).

В конце 1918 – начале 1919 гг . Есенин вместе с А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем и др. создал группу имажинистов. Не только тактика завоевания громкого эстрадного успеха с помощью скандалов, но и сама поэтика имажинизма наследовала русскому футуризму. Синтез эстрадного, рассчитанного на непременное произнесение слова, эффектных футуристических метафор с «бездонной почвенностью» (по формуле Б. Пастернака), обеспечил Есенину беспрецедентный успех у читателей, особенно у весьма многочисленной прослойки вчерашних выходцев из деревни. Наиболее значительными достижениями имажинистского периода Есенина стали его поэма «Сорокоуст» (1920 ), книга стихов «Исповедь хулигана», а также драматическая поэма «Пугачев» (обе 1921 ). В духе идей имажинизма выдержано самое известное литературно-критическое произведение Есенина – поэтологический трактат «Ключи Марии» (1919 ).

В октябре 1921 Есенин познакомился с американской танцовщицей А. Дункан; 2 мая 1922 года они официально зарегистрировало свой брак (с июля 1917 по октябрь 1921 Есенин был женат на З.Н. Райх; с сентября 1925 – на С.А. Толстой). Поездки вместе с Дункан по Европе и Америке (май 1922 – август 1923 ) Есенин предпринял не в последнюю очередь в надежде на мировую славу. Разочарование, постигшее поэта в этих чаяниях, отразилось на в его очерке об Америке «Железный Миргород», опубликованном вскоре после его возвращения в Россию (1923 ). В последние годы жизни Есенин склонялся к союзу с советской властью, проблематизированному тоской по «Руси уходящей». В произведениях этого периода ощутимо тяготение к воспроизведению и переосмыслению ключевых образов поэзии А.С. Пушкина. В поздней лирике Есенина выделяется сборник «Персидские мотивы» (1925). Итоговой для писателя стала обыгрывавшая пушкинские темы поэма «Чёрный человек» (1925 ) – бескомпромиссная авторская исповедь, признание поэта в том, что он всю жизнь носил точно рассчитанные маски. Это состояние душевного разлада, вкупе с манией преследования, подтолкнуло Есенина к самоубийству (ни одна из версий о его убийстве не опирается на серьезные фактографические основания).

Сергей Есенин называл себя рязанским парнем, последним поэтом деревни. Был дамским угодником, невероятно нежным, отчаянно любившим женщин и не постоянным. Безжалостно разбивал женские сердца, недолго страдал и окунался в новый водоворот страстей.

За свою короткую жизнь три раза женился, четырежды был отцом, написал четыре сотни стихов и четыре десятка поэм. Слыл хулиганом, скандалистом и пьяницей. Всячески поддерживал этот имидж: гулял широко, дрался до крови, эпатировал публику, наряжаясь в женское платье и выплясывая на каблуках. Хотел славы и был обласкан публикой. Близкие его знают, как чуткого, тонкого и ранимого человека.

Он принял революцию, а потом ей изменил точно также как и своим женщинам. Его жизнь состояла из противоречий, впрочем, как и его странная смерть в ленинградской гостинице «Англетер».

Сергея Есенина знают и читают во всем мире. Он любимый поэт Серебряного века, перечеркнувшим черным крестом судьбы многих великих людей.

Крестьянский сын

Первенец у четы Есениных появился на свет 21 сентября 1895 года. Родители поэта были молодые: Александру Никитичу исполнилось 22 года, Татьяне Федоровне – 20-ть. Мальчика крестили в Константиновской церкви Казанской иконы Божьей Матери и отдали на воспитание бабушке со стороны отца. Достатка в семье не было, приходилось много работать, лишь изредка навещать сына.

После трехлетнего мальчика определили к бабке Натальи Евтихиевны со стороны матери, где он оставался до ее смерти.

Сергей Александрович с душевной теплотой вспоминал детские годы, был благодарен бабушке, которая научила его читать, писать и любить сказки. Уже в 8-9 лет начал сочинять четверостишия, похожие на частушки.

Учился в земском училище в Константинове, где в третьем классе был оставлен на второй год из-за поведения, но через пять лет окончил его с похвальным листом.

В 13 лет поступил в церковно-приходскую школу в селе Спас-Клепики, что недалеко от Рязани. Стоимость обучения в ней была низкой, поэтому крестьянские дети могли здесь получить хорошее образование. Он жил в общежитии, но ему это не нравилось, и он часто сбегал в Константиново. Его возвращали. Но свои первые стихи он написал в это время. А первым критиком был учитель Евгений Михайлович Хитров, который и увидел в мальчике большого поэта. «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…» - стихотворение из детства. Получил диплом учителя грамматики, но никогда не думал заниматься с детьми.

За три года учебы он почти не видел родителей, с сестрами общался мало. В16 лет вернулся в родительский дом без особой радости.

Екатерина была младше его на семь лет, Александра – на 16-ть. Но именно Шурочка была его любимицей – Шуренком. Она оставила воспоминания о брате, писала о том, что вместо сгоревшего родительского дома, Сергей построил новый. Парню тогда было всего 20-ть лет, возраст, когда еще не стыдно принимать помощь от родителей. Но он уже активно печатался, выступал на вечерах, зарабатывал литературным трудом и неплохо устроился в Москве. Он всегда заботился о сестрах, а после их совершеннолетия забрал к себе в Москву: кормил, одевал, учил и помог с жильем.

Сам он переехал в столицу и начал самостоятельную жизнь рано: в 17 лет. Грезил стихами, мечтал печататься и получать гонорары. Начинающего поэта не сразу заметили. Первые стихи опубликовал в 15 лет.

Первенец и первый сборник

Работал в типографии, чтобы быть поближе к книгам. Там он знакомится с Анной Изрядновой, молоденькой девушкой, которой очень понравились его длинные русые кудри и веселый нрав. Она работала корректором, он – подчитчиком. Родители не одобряли выбора дочери, тем более она была старше своего избранника на четыре года. Пришлось снимать квартиру и жить гражданским браком.

В 19 лет Есенин стал отцом: первенца назвали Юрой. Жили трудно: денег не хватало, жалованье уходило на книги, но Анна не сетовала, вела хозяйство и во всем поддерживала любимого. А он много писал, работал и учился в университете им. Шанявского на историко-филологическом факультете. Курсы были платные, так что приходилось с трудом сводить концы с концами.

В воспоминаниях Анны Романовны, опубликованных через 20 лет после ее кончины, нет ни одного упрека в адрес Есенина, оставившего ее с годовалым ребенком. Официально брак не был зарегистрирован, а после смерти Есенина ей пришлось доказывать его отцовство.

К сожалению, сын поэта мало видел отца. Парню было 11 лет, когда весть о самоубийстве Есенина облетела весь мир. Родство со скандальным поэтом сыграло трагическую роль в его жизни: он попал под каток репрессий вместе с учениками Есенина, и был расстрелян в 1937 году, а реабилитирован в 1956-м. Анна Изряднова умерла в 1946 году, так ничего не узнав о судьбе сына.

К слову, Екатерина Есенина, которая была у брата личным секретарем и помощницей, тоже пострадала от репрессий. Она вышла замуж за друга Есенина, родила двух детей, но прожили они в согласии лет десять. Супруг загремел в застенки по обвинению в подпольной деятельности и был расстрелян. Ее вызывали на допросы как жену врага народа, больше двух месяцев она провела в «Бутырке», а ее дети – Андрей и Наталья – в детском доме. Из-за сильных приступов астмы женщине позволили жить в Константиново, без права приезда в столицу. Она забрала детей и уехала в Рязань. Ждала мужа все годы, узнала о его смерти только в середине 50-х. Много занималась сохранением памяти своего знаменитого брата, написала книгу воспоминаний, принимала участие в подготовке собраний сочинений Есенина и стала инициатором создания музея поэта в с. Константиново.

От Анны Изрядновой поэт уехал в Крым. В 19 лет он впервые увидел море. Там он пробыл недолго: в письме отцу писал, что опубликовал свои стихи в ялтинской газете за 35 копеек строчка, и выступил на вечере за 35 рублей, чем обеспечил себе пропитание и билет до Москвы.

Он пишет много и с удовольствием. Родина, природа, долы и реки – он читает о том, что вызывает в нем восторг и заставляет проникаться духом народного, где-то лубочного проявления жизни.

Петроград

В 20 лет он едет в Петроград, где знакомится с Блоком, Клюевым, Гумилевым, Городецким. Его принимают и о творчестве отзываются в превосходной степени. Журналы печатают, а публика приходит на его выступления. Есенин выпускает свой первый сборник, известность его растет, как снежный ком. Он мечется между Москвой и Петроградом, ведет переписку с петроградскими знакомыми, среди которых Николай Клюев.

Их отношения вскоре перерастут в дружеские, и будут продолжаться до смерти поэта. Они вместе всегда, когда Есенин приезжает в северную столицу. Часто выступают с одной сцены, посещают известных людей: Клюев, старше Сергея почти на десять лет, увлекается талантливым парнем и курирует его. Есенин называет его своим учителем.

В 1916 году выходит его первый сборник. Об Есенине говорят о талантливом деревенском поэте.

Разочарование

Революцию встретил радостно, надеялся, что она принесет свободу и процветание. Сборник стихов он назвал «Преображение», среди его друзей есть революционеры и те, кто попадет вскоре под расстрельные статьи. В его личной жизни тоже перемены: в редакции газеты, где он печатался, работала красивая девушка Зинаида Райх. Они поженились летом 1917 года, а уже на следующий год она уехала в Орел к родителям рожать. Дочку назвали Татьяной.

Жизнь молодых не была спокойной: Есенин часто уезжал, путешествовал по стране, выступал и наслаждался жизнью со своими друзьями. Зинаида переехала к мужу в Москву, но и там прожила с дочкой не больше года.

Есенин прилично зарабатывает, входят его книги, он совладелец книжной лавки на Б. Никитской, иногда сам стоит за прилавком ради того, чтобы подписать свой сборник покупателям. Он на разрыв: пишет, готовит к печати стихи, выступает, участвует в диспутах о пролетарской поэзии, его выбирают в президиум Всероссийского союза поэтов.

Но из-за ссор с коллегами и неумением вести дискуссии без кулаков, его вскоре исключают из Союза поэтов. Зинаида мужа почти не видит.

В 1918 году в Москве выходят сразу четыре его книги: «Исус-младенец», «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов».

Через год он подписывает декларацию имажинистов вместе с другими поэтами, среди которых и Мариенгоф. Мечта Есенина создать собственную поэтическую школу не осуществилась, хотя ученики у него были. Преданность идеям поэт не сохранил, вскоре он разочаровался, опубликовал разгромную статью, обвиняя собратьев по перу в отсутствии чувства родины.

Не клеится у него и с Зиной Райх. Чтобы спасти брак она решилась на второго ребенка. Константин родился в феврале 1920 года, сразу заболел, она поехала с ним на лечение в Кисловодск. Есенин едет в Ростов-на-Дону, заезжает к своим, и дальше – Баку, Тифлис, Москва.

В 1921 году книгоиздательство «Имажинисты» печатают его книгу «Исповедь хулигана». Успех невероятный!

В это время советское правительство приглашает открыть танцевальную школу в Москве известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Их отношения развивались стремительно, брак с Райх был расторгнут, Есенин дал слово заботиться о детях.

Два одиноких сердца

Его женитьба на Айседоре могла бы не состояться, но со школой у нее не вышло, пришлось уезжать из России, а Есенина не выпускали.

Он уже несколько раз ходил на беседы в Лубянку, за ним было закреплено наблюдение. Пришлось оформлять отношения, чтобы последовать за любимой.

За год он объездил с ней десятки стран: она танцевала, он – читал стихи и проматывал деньги. Говорили, что она была его королевой, но не долго. Он мог загулять с друзьями, а она его искала и устраивала сцены. Он поднимал на нее руку. Эти «высокие» отношения закончились разводом, о котором он сообщил ей телеграммой, отметив, что у него есть другая.

«Голубая кровь»

Внучка Льва Толстова Софья только что окончила Государственный институт живого слова. Была замужем за человеком старше ее, но ее супруга разбил паралич, он находился на лечении за границей. Ей было 25 лет, ив это время познакомилась с поэтом, чьи стихи обожала.

Они были знакомы всего полгода, когда Есенин сделал ей предложение. Он гордился, что в его жене течет кровь знаменитого писателя. А чуть позже негодовал, что все в этой семье заполнено великим старцем, то дышать тяжело.

Союз не был счастливым: у поэта прогрессировала депрессия, которую он привез из-за границы в новую советскую страну. Его последняя поэма «Страна негодяев» точно и ярко описывает его отношение к властям, непримиримость с порядками, обманчивость надежд. К этому времени уже вышли его поэмы «Черный человек», «Пугачев», сборник «Москва кабацкая». В его окружение внедрены представители ЧК: переводчик, помощник. Его не раз задерживали, обвиняли в антисемитизме, связи с врагами народа. С 1924 года он живет в Москве под подпиской о невыезде. Много пьет, мучает жену, но Софья терпит и пытается его спасать, определив в психиатрическую лечебницу, из которой он сбежал в Петроград.

Его смерть станет для Софьи потрясением, она окунется с головой в работу по сохранению памяти поэта и Толстых, а свою вторую любовь встретит только спустя 22 года после того рокового дня.

У поэта всегда были связи на стороне. Он не скрывал своих похождений, посвящая дамам стихи. Его литературный секретарь и подруга Галина Бениславская застрелилась на могиле поэта.

Тайна смерти

В Ленинград в конце 1925 года Сергей сбежал от неминуемого ареста. В Москве на него было заведено 13 уголовных дел по самым разным мотивам: пьянство, хулиганство, антисемитизм…

Друзья вспоминали, что поэт рассматривал Ленинград не как место жительства, а как перевалочный пункт. Своему другу-чекисту Петру Чагину он писал, что затем хотел бы махнуть за границу, чтобы избавиться от кое-каких скандалов.

За две недели до трагедии он прислал телеграмму своему знакомому Вольфу Эрлиху о том, чтобы он снял ему комнаты в Ленинграде. Историки утверждают, что все близкое окружение поэта знало, что с собой из Москвы он взял чемодан неопубликованных рукописей. Жить, а не умирать в северной столице стремился Есенин. У него было много работы, он хотел издать не только сборник своих сочинений, но и приступить к выпуску собственного литературного журнала. Планов у него было много и самоубийство в них не входило.

Но его друг на телеграмму не ответил, комнаты ему не снял. Есенин по прибытии из Москвы 24 декабря 1925 года пришел на квартиру к Эрлиху. Того не оказалось дома и поэт оставил у него чемодан, на веревке от которого его найдут повешенным через четыре дня, и записку, в которой просит захватить его вещи в гостиницу «Англетер». Отель находился рядом с этим домом. На входе в гостиницу сидел человек из ЧК, он тщательно проверял будущих постояльцев. Кажется странным, что в ней мог поселиться Есенин со своим списком уголовных дел. Говорили, что ему помог устроиться Григорий Устинов, он тоже жил там, и они были знакомы с поэтом уже почти семь лет. Отношения между ними были дружеские, что не мешало ему называть поэта «неисправимым психобандитом» и «фальшивым большевиком» в разгромных газетных статьях.

Есть версия, что все это было подстроено. Современники Есенина считали знакомство с Вовой Эрлихом не случайным. Они подружились на почве поэзии: Есенин подарил ему томик с автографом, малоизвестный поэт предложил заниматься его издательскими делами. Но на самом деле многие считали, что Эрлих был приставлен ГПУ (Государственное политическое Управление).

Учреждение следило не только за Есениным, а за многими из когорты творческой интеллигенции. Время было таким: вольница НЭПа сменилась сталинскими репрессиями – одно опасное слово, и стукачи с чекистами тут как тут. Арестовывали, сажали и расстреливали.

Нашли тело жена Григория Устинова Елизавета и Эрлих утром 28 декабря. По их словам, он был подвешен высоко к трубе отопления: потолки в номере были 5 метров. Под левым глазом – синяк, на правой руке – порез, на левой – царапины.

В справке о смерти Есенина написано: «самоубийство через повешение». Государство убеждало в этом родных, друзей и публику через газеты. Репутация хулигана и пьяницы была на руку официальной точке зрения. Действительно, поэт был бунтарь, часто оказывался в отделении милиции. Но изучив дело о смерти Есенина, в котором есть освидетельствование врача, снимки тела фотографа Наппельбаумана и акт с описанием гостиничного номера «Англетер» неопытного милиционера Николая Горбова, возникает много вопросов. Хотя версию убийства следствие исключило сразу, а дело быстро закрыли.

Например, на фото лежащего на диване Есенина нет синяка, нет следа от петли, и знатоки говорят, что тело положили так, чтобы как можно меньше увидели деталей. Не описано положение вещей в номере, неизвестно открыто было окно или нет. Подписавшие протокол понятые не видели поэта в петле. Как утверждают эксперты, сам поэт не мог повеситься на трубе отопления, расположенной под самым потолком. А свидетелей, которые видели тело, якобы, там висящим, четверо – это Елизавета Устинова, Вольф Эрлих, милиционер Николай Горбов и комендант Назаров, вскрывший дверь.

Николай Клюев, близкий друг и учитель, приходил к Есенину накануне трагических событий – в 22 часа. Но его выгнали из номера так называемые друзья поэта. Самого Есенина он не видел. Эти воспоминания опубликованы.

На месте трагедии был еще один человек – художник Евгений Сварог, который сделал несколько карандашных набросков тела. Они хранятся в музее Есенина в Москве. Удивительно, но ноги Есенина на рисунках скрещены, рука имеет неестественный изгиб, а в таком положении висельник не мог быть никак. Странную вмятину на лбу, которую видно на посмертной маске никто не принял во внимание. Знатоки считают, что скорее она от удара. Акт вскрытия тела составлен небрежно, в нем нет ни слова о следах борьбы, акт с места был составлен со многими нарушениями.

Странно еще и то, что из 150 постояльцев, в том числе тех, кто знал Есенина, за четыре дня его никто не встретил. Списков жильцов гостиницы не сохранилось, а по учетным записям за декабрь 1925 года имен Есенина и Устинова нет. Елизавета Устинова тоже осталась в истории неизвестной дамой. Некоторые исследователи утверждают, что она и не Устинова вовсе, а Анна Рубинштейн, редактор представительства партииздата и «Красный газеты», старая большевичка на службе у ЧК.

И вообще власть не простила поэту новой пьесы «Страна негодяев», где он клеймит революцию. Даже дружеские отношения с влиятельными представителями правительства Кировым, Калининым, Фрунзе не помешали бы ни аресту поэта, ни его посадке. Поговаривали, что Есенина вызывал на беседу сам Дзержинский, делал внушение.

Есть свидетельства того, как Есенин высказывался в негативном ключе о Троцком. Кстати, в некрологе, написанном им на смерть Есенина, есть намек на то, что он был осведомлен о настоящих событиях в «Англетере». Он перепутал даты, или знал, что поэт был мертв уже вечером 27 декабря?

Представленная предсмертной записка «До свиданья, друг мой, до свидания, милый мой, ты у меня в груди…» кровью поэта, оказалась не такой уж и предсмертной. Экспертиза на подлинность не проводилась. Чья кровь – до сих пор неизвестно, и кровь ли это вообще? Кстати, записка оказалась в музее Есенина только в 1930 году. Сюда ее передал чекист из Политуправления Ленинградского военного округа по просьбе Эрлиха, который утверждал, что ему дал ее сам поэт за день до смерти. А он просто забыл ее в своем кармане после всех неожиданных событий. Так что версия о самоубийстве была уже тогда, когда еще об этой записке не было и речи.

Само стихотворение был написано Есениным во время поездки по Кавказу в 1925 году. Об этом писали французские газеты в 1934 году. Было также написано, что посвящено оно другу поэта Алексею Ганину, арестованному и расстрелянному в 1924 году по политической статье.

Многие склоняются к версии, что в номере была борьба, Есенина задушили, а потом инсценировали самоубийство.

Кстати, трагическое известие младшая сестра Шура получила в деревне. Оттуда семья отправилась в Москву, где и состоялись похороны. 31 декабря 1925 года была оттепель, шел ливень и стояли лужи – погода плакала.

Ее жизнь в столице сложилась удачно, Александра Есенина вышла замуж, воспитала троих детей. Помогала Екатерине создавать музей.

Сразу после похорон по негласному приказу вождя народов стихи Есенина были запрещены. Первый памятник на Ваганьковском кладбище появился спустя 30 лет после смерти Есенина - в 1955 году, через два года после смерти Сталина.

Все, кто имел отношение к этому делу, закончили плохо: Григорий Устинов найден в петле, его жену расстреляли в 1937 году, как и Эрлиха. Назаров получил повышение, но через три месяца его лишили должности и сослали на Соловки. Вскоре был арестован и милиционер Горбов, он пропал бесследно.

Сотрудников «Англитера» до сих пор спрашивают зеваки, где проклятый пятый номер. Но его нет, потому что здание было разрушено, восстановлен только внешний вид здания, но из окон 5 номера все тот же вид - на Исаакиевский Собор.

Есенин, Сергей Александрович, поэт (3.10 1895, село Константиново, Рязанской губ. – 28.12.1925 Ленинград) (см. его биографию). Родился в крестьянской семье, рос в доме деда-старовера, в религиозной строгости. В 1912-15 учился в Народном университете А. Л. Шанявского в Москве и работал корректором.

В 1914 в журналах появляются первые стихи Есенина. В 1915 в Петрограде Есенин встречается с Блоком и входит в тамошние литературные круги. Блок и Городецкий ориентировали его на сближение с крестьянскими поэтами, особенно с Н. Клюевым . Первый сборник стихов Есенина Радуница (1916) был встречен положительно.

Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России

В 1917 Есенин был близок левым социалистам-революционерам (эсерам). Октябрьскую революцию он приветствовал с точки зрения духовного подъема, исполненный мессианских ожиданий, рисовавшихся в образе крестьянского рая. В 1919, во время гражданской войны , Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу имажинистов . Время от времени он предавался разгулу в обществе пьяниц, проституток и наркоманов.

Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан повела к неудачной женитьбе, скандалам, широко освещавшимся мировой прессой, пока Есенин был за границей (май 1922 – август 1923). Есенин находился в отчаянии, из которого его не смогло вывести временное возвращение в родную деревню (1924), равно как и попытки как-то приспособиться к коммунистической действительности. В декабре 1925 он был найден мёртвым в номере одной из ленинградских гостиниц. По официальной версии, Сергей покончил с собой, но есть немало данных, что его убили по приказу властей , недовольных его последней антисоветской поэмой Страна негодяев .

При жизни Есенин был одним из самых популярных поэтов, но позже партийная критика последовательно вычеркивала его из советской литературы. «Есенинщина» стала отрицательным понятием. Лишь с 1955 его произведения стали снова широко печататься в СССР.

Врожденный лирический талант Есенина, сказавшийся в меланхолическом воспевании старой русской деревни с ее лугами, облаками, избами (например, в стихотворении Русь ) и сочетавшийся с религиозной образностью, развивался благодаря различным символистским влияниям (Блок, Белый), но был достаточно силен, чтобы всегда оставаться самим собой. К его ранним стихам, возникшим по возвращении в деревню после первой встречи с городом, принадлежат простые, очень эмоциональные баллады о животных, например, Песнь о собаке (1915). С ранних лет он даёт и проникновенные образцы любовной лирики (напр., Не бродить, не мять в кустах багряных... ).

У Есенина, как у Блока и Белого, революционные события выступают в связи с идеями христианства , причем религиозный элемент, проявляющийся в системе образов, или, например, в стихотворении Товарищ в описании Христа, носит двойственный характер, вплоть до богохульства.

В поэме Инония (1918), напоминающей своим образным языком картины Шагала, Есенин рисует столь желанный ему крестьянский рай, свободный от порабощающего влияния городской цивилизации. В поисках революционного содержания он обратился к русской истории и создал лирическую драму Пугачев (1921), где языковый эксцентризм весьма затрудняет понимание аллегорий, к которым прибегает поэт.

Тайны Века - Сергей Есенин. Ночь в Англетере

Есенин и по натуре был предрасположен к меланхолии; ее усиливало разочарование от происходящего вокруг процесса урбанизации и пролетаризации, губительных для крестьянства. Бегство от действительности в разгульную жизнь обусловило иную тематику его стихов, писавшихся начиная с 1920 г. и напечатанных двумя сборниками – Исповедь хулигана (1921) и Москва кабацкая (1924). Есенин ощущает, что ему как поэту нет места в советской России; отчаяние, связанное с этим, пронизывает его исповедальную лирику.

В последние два года жизни поэзия Есенина, зачастую повествовательная, богатая красками, звуками и необычными словосочетаниями, становится все более ясной и простой. Разлад, погубивший его жизнь и приведший его к трагическому концу, был глубоко понятен тысячам молодых людей, которые так же, как поэт, лишились корней и попали в водоворот этого потопа: в стихах, полных смятения и потерянности, они видели собственную жизнь, слышали собственные жалобы.

Просмотров